Апокалипсис вики
Advertisement

АС «Вал» (Автомат Специальный) — бесшумный автомат калибра 9х39 мм, разработанный эксклюзивно для служащих подразделений специального назначения СССР, а позже РФ и других стран СНГ.

Описание[]

АС «Вал» представляет собой бесшумное и малогабаритное (его вес едва превышает 2,5 килограмма) оружие, сконструированное на основе ВСС «Винтореза» — другого оружия, также разработанного специально для особых подразделений или спецназа. АС и ВСС визуально похожи и унифицированы на 70 %, также оба оружия были разработаны в 1980-х годах прошлого века. Противоречивые требования к снайперской винтовке и автомату, выдвинутые различными ведомствами, стали причиной затягивания работ и к 1983 году требования были согласованы только по снайперской винтовке. Тактико-техническое задание к автомату было утверждено только через два года, однако оно обрело ключевое значение и для программы по разработке снайперской винтовки, поскольку предъявляло повышенное значение поражающей способности (требовалось обеспечить поражение живой силы в бронежилетах 6Б2 на дальности 400 м, в то время в ТТЗ на снайперскую винтовку говорилось только об армейском шлеме). В результате этого снайперская винтовка была полностью переделана под новый патрон 9×39 мм, а на её основе был создан автомат «Вал». Автомат специальный «Вал» построен на основе газоотводной автоматики с длинным рабочим ходом газового поршня. Газовый поршень расположен над стволом и жёстко связан с затворной рамой. Внутри поршень полый, и в него входит своим передним концом возвратно-боевая пружина. Ударно-спусковой механизм ударникового типа. Запирание ствола осуществляется поворотным затвором, имеющим 6 боевых упоров, за вырезы в ствольной коробке. Ствольная коробка — фрезерованная из стали. В сравнении со штамповкой такой метод повышает жёсткость конструкции, однако также увеличивается масса и себестоимость производства. Для защиты от коррозии применяется воронение стали. В стенках ствола имеются четыре ряда наклонных отверстий, обеспечивающих равномерный отвод пороховых газов (часть газов отводится в камеру глушителя ещё при движении пули по стволу). Приклад — трубчатый, складной влево, металлический, достаточно прочный для использования в ближнем бою, в сложенном состоянии не препятствует стрельбе. Шершавая поверхность пистолетной рукоятки позволяет прочно удерживать её, чему также способствует и сама форма рукоятки. Пистолетная рукоятка, цевьё и двухрядные магазины — пластиковые. Встроенный глушитель играет также роль пламегасителя. Благодаря ему и патронам с дозвуковой скоростью уровень звукового давления при выстреле составляет 130 дБ. Переводчик режимов огня расположен в задней части спусковой скобы, а предохранитель и рукоятка перезаряжания — справа. Несмотря на улучшения в эргономике, в сравнении с автоматом Калашникова полностью двусторонним оружием «Вал» назвать нельзя: стрелку приходится убирать руку с пистолетной рукоятки для того, чтобы снять оружие с предохранителя или передёрнуть рукоятку затвора (для осуществления этих операций левой рукой приходится наклонять и разворачивать автомат). Также в качестве недостатков стоит отметить лязг затвора и случаи повреждения пулей при выстреле. В автомате используются специальные 9-мм дозвуковые патроны СП-5 и СП-6. Пуля снайперского патрона СП-5 (со стальным сердечником) пробивает бронежилеты 2 класса или 6-мм стальной лист на дальности 100 м, а 2-мм — на всём расстоянии прицельной стрельбы, при этом сохраняется энергия, достаточная для поражения укрывшегося противника. Бронебойный патрон СП-6 с увеличенным сердечником из закалённой стали способен вывести из строя автомобиль и даже легкобронированную технику. Она пробивает 8-мм стальной лист на дальности 100 м, а 5-мм стальной лист или бронежилеты 3 класса — на всём расстоянии прицельной стрельбы. Данные показатели сравнимы с таковыми у стандартных патронов калибра 5,56 мм, 5,45 мм, обладающих в несколько раз большей дульной энергией. Ёмкость магазина АС составляет 20 патронов, при этом «Вал» может также снаряжаться 10-зарядными магазинами от снайперской винтовки «Винторез». В свою очередь скорострельность автомата доходит аж до 950 выстрелов в минуту. Прицельные приспособления включают мушку и секторный прицел, маркированный от 25 до 400 метров, установленные на кожухе глушителя. Кроме того, на левой стенке ствольной коробки расположена планка для крепления кронштейнов для оптических дневных (например, ПСО-1М) и ночных (например, 1-ПН-51) прицелов, дающих возможность распознавать цели на удалении до 300 м. Разумеется АС не был лишен недостатков, к которыми в свою очередь относились невысокая эффективная дальность стрельбы, малая для штурмового оружия ёмкость магазина, неудобный приклад и громкий лязг затвора при стрельбе. Однако получившееся оружие отличилось небольшими габаритами и массой, высокой точностью стрельбы, большой убойностью и бронепробиваемостью, широкой базой для модификаций и самое главное — общей надежностью, за что этот автомат и ценится бойцами специальных подразделений. И среди выживших он также может заслужить хорошую славу став одним из наиболее редких и дорогих образцов вооружения в постапокалипсисе.

Применение[]

Этот спецавтомат разрабатывался исключительно для нужд служащих спецназа с соответствующими предъявляемыми требованиями к ним и потому подходит только для профессиональных стрелков, хорошо владеющих огнестрельным оружием. Остальным же лучше выбрать что-нибудь попроще. В целом «Вал» может считаться очень неплохим оружием для выжившего: относительно абсолютного большинства другого оружия класса штурмовых винтовок у него малые габариты и масса, сам автомат весьма убойный и имеет при этом долговечный, интегрированный глушитель, эффективно приглушающий звуки стрельбы. Кроме того оружие точное и очень надежное, что является пожалуй самым важным в условиях постапокалипсиса. Но используемые боеприпасы редкие и дефицитные, достаточно много весят и обеспечивают невысокую дальность стрельбы вкупе с неважной настильностью, также как для автомата у него недостаточная ёмкость магазина который с учетом высокой скорострельности расходуется невообразимо быстро. В целом оружие лучше всего чувствует себя в городских и индустриальных условиях, где как раз кстати будут ценятся его небольшие габариты и высокая скорострельность, а небольшая дальность стрельбы практически перестанет ощущаться. АС больше подходит для опытных выживших, предпочитающих скрытность грубой силе, так как в интенсивном бою малая вместимость боеприпасов (которые опять же будут в дефиците из-за своей редкости) может сыграть злую шутку и даже обычный АК может оказаться в этом плане гораздо более удобным выбором. Хотя заряжаемые в «Вал» боеприпасы мощны и позволят отстреляться даже от серьёзного противника в хорошей броне или толстой шкуре. Также не стоит забывать что спецавтомат обладает широкими возможностями модификации будто снайперская, штурмовая или нечто среднее между ними, что позволяет подогнать «Вал» практически под любые условия боя. Главное сделать это заранее.

Местонахождение[]

АС «Вал» наравне с ВСС «Винторез» считается редким оружием и используется исключительно силами специальных операций стран СНГ, да и то не во всех. Найти его можно в местах пребывания спецназа, как-то непосредственно у них или в их транспорте, либо в арсеналах воинских частей. Зачастую АС можно найти там же, где используется и ВСС, так как эти оружия часто используются вместе одновременно как бы дополняя друг друга.

Интересные факты[]

  • АС и ВСС настолько взаимозаменяемы, что особой разницы ощущаться не будет если АС оснастить 10-зарядным магазином и оптическим прицелом, ВСС наоборот 20-зарядным а прицел снять. Основные различия заключаются в том что у снайперской винтовки приклад не складывается, скорострельность немного меньше (900 выстрелов в минуту против 950 у автомата) и масса «Винтореза» немного больше «Вала».
  • Аналогично ВСС АС пользуется аналогичной популярностью, но главным образом в странах СНГ как исключительно эффективное оружие в руках профессионалов. Хотя в действительности у этих оружий есть свои недостатки, во многом исходя из специфики их направленности как оружия для исполнения специальных задач в конкретных условиях и в прямом бою против того же АК не имеют ощутимых преимуществ.
  • Разобранный на основные узлы (ствольная коробка со стволом, автоматикой, УСМ и цевьём, глушитель с прицельными приспособлениями, приклад) спецавтомат транспортируется в специальном кейсе вместе с прицелами и магазинами. Сборка занимает от 30 до 60 секунд в зависимости от подготовки стрелка.
Пистолет Макарова
Оружие
Тип Оружие
Холодное оружие
Огнестрельное оружие
Снайперские винтовки и карабины Винтовка МосинаСВТ-40СКС-45МЦ-558СВДСВУВСС «Винторез»ВСК-94ТСВЛ-8 «Сталинград»СВ-98АСВКWinchesterM-1903 SpringfieldKar-98kLee-EnfieldG-43M-1 GarandM-1 CarbineCZ-550Remington-700L-96AX-308M-82 Barret
Метательное оружие
Энергетическое оружие
Тип БластерЛазерШокерРельсотронПлазмомётОгнемётЛедомёт
Самодельное оружие
Advertisement