Апокалипсис вики
Advertisement

Автоклав — герметичный аппарат для различных операций, требующих нагрева под давлением выше атмосферного. В этих условиях достигается ускорение реакции и увеличение выхода продукта. Используются как электрические автоклавы, так и работающие на газе.

Описание[]

Автоклав представляет собой сосуд либо замкнутый, либо с открывающейся крышкой. При необходимости снабжаются внутренними, наружными или выносными теплообменниками, механическими, электромагнитными, либо пневматическими перемешивающими устройствами и контрольно-измерительными приборами для измерения и регулирования давления, температуры, уровня жидкости и тому подобное. Автоклавы бывают: вращающиеся, качающиеся, горизонтальные, вертикальные и колонные. Конструкция и основные параметры промышленного автоклава разнообразны, ёмкость от нескольких десятков см³ до сотен м³, предназначаются для работы под давлением до 150 МПа (1500 кгс/см²) при температуре до 500 °C. Рубашка автоклава защитная — устройство, предохраняющее швы и основной материал корпуса реактора от воздействия теплоносителя. Для химических производств, в случае необходимости перемешивания продукта, как вариант, перспективны автоклавы с бессальниковыми мешалками и экранированным электродвигателем, не требующим уплотнения. Ротор этого электродвигателя насажен непосредственно на вал мешалки и накрыт герметичным тонкостенным экраном из немагнитного материала, не препятствующего проникновению магнитных силовых линий от статора электродвигателя к ротору. При производстве строительных материалов применяют туннельные или тупиковые автоклавы. Внешне они представляют собой трубу 3-6 м в диаметре и 15-20 м в длину, закрываемую крышкой с байонетным затвором (тупиковые с одной стороны, туннельные с двух сторон). Вдоль по длине автоклава расположены рельсы для вагонеток с изделиями. Автоклавы оборудованы магистралями для впуска насыщенного пара, перепуска отработанного пара в другой автоклав, выпуска пара в атмосферу или в утилизатор и для конденсатоотвода. В пищевой промышленности используются вертикальные и горизонтальные автоклавы широкого спектра разновидностей, размеров и принципов действия. Например, в горизонтальных автоклавах для пищевой промышленности может создаваться необходимое противодавление по отношению к каждой отдельно взятой упаковке с продуктом, что позволяет проводить стерилизацию продуктов не только в жёсткой таре (стеклобанка, жестебанка), но и в мягкой и полужёсткой упаковке. Особую популярность имеют относительно небольшие автоклавы, которые можно легко переносить. В зависимости от типа автоклав — весьма полезное оборудование, которое при правильном использовании сможет сильно облегчить выживание.

Известные виды[]

Условно автоклавы можно разделить на три класса:

Автоклавы первого класса — это электрические автоклавы с электронным блоком управления (ЭБУ), где в качестве нагревателя используется электрический нагреватель (ТЭН). Подобные автоклавы позволяют программировать технологический процесс приготовления продукта в соответствии с конкретным рецептом. Процесс стерилизации проходит в них автоматически, и не требует постоянного контроля за процессом консервирования. Эти аппараты также как и другие оснащаются предохранительным клапаном прямого действия.

Автоклавы второго класса — это электрические автоклавы без электронного блока управления. В качестве нагревателя используется также электрический нагреватель (ТЭН). Работа подобных автоклавов подразумевает ручное управление, где необходим постоянный контроль за технологическим процессом, так как возможен недогрев или перегрев продукта, что ухудшает его потребительские свойства. Оснащаются предохранительным клапаном прямого действия

Автоклавы третьего класса — это газовые автоклавы, источником нагрева которых, является газовые, электрические, керамические или индукционные плиты нового поколения. Работает такой автоклав в ручном режиме и необходим постоянный контроль за процессом стерилизации и постоянная корректировка технологического процесса стерилизации, однако также оснащаются предохранительным клапаном прямого действия, не дающим превысить давление внутри автоклава выше пределов прочности корпуса;

Кроме того, автоклавы отличаются друг от друга наличием системы охлаждения. Условно их можно разделить на два типа:

1-й тип — автоклавы с системой быстрого охлаждения с принудительным сливом теплоносителя сразу после процесса стерилизации. Благодаря данной функции, длительность приготовления одной партии консервов займёт не более 2,5 часов, в зависимости от рецепта, что соответствует технологическим регламентам приготовления консервированных продуктов.

2-й тип — автоклавы с естественным остыванием. Перед тем как изъять партию консервов из автоклава, необходимо дождаться полного остывания, это может длиться до 24 часов. Такой тип не позволяет уложиться в заданные технологические параметры, что может привести к перевариванию продукта и потере потребительских свойств продукта.

Применение[]

Автоклавы применяются в химической промышленности (производство гербицидов, органических полупродуктов и красителей, в процессах синтеза); в гидрометаллургии (выщелачивание с последующим восстановлением из растворов цветных и драгоценных металлов, редких элементов); в резиновой промышленности (вулканизация технических изделий); в пищевой промышленности (стерилизация, пастеризация продуктов, в том числе консервов); в производстве стройматериалов (изготовление силикатного кирпича, автоклавного газобетона). Автоклавы широко используются в медицине. Также при создании изделий из карбонового волокна, для придания им твёрдых форм. Массовое применение автоклавы получили именно в пищевой промышленности. Современные автоклавные кулинарные системы оснащены многоступенчатыми механизмами защиты, специальными замками и системами автоматического отключения. На сегодняшний день для этих целей во всем мире постоянно используется около 1,5 млн автоклавов. Применение автоклавов не ограничивается промышленными масштабами. Автоклавы малых размеров и малой производительности используются в бытовых целях, для приготовления домашних мясных, рыбных и овощных консервов. Бытовые автоклавы могут быть как промышленного изготовления, так и самодельными, изготовленными из газового баллона или ресивера. Бытовые автоклавы, аналогично промышленным автоклавам, оснащаются устройствами контроля температуры, давления и предохранительными клапанами.

Автоклавы можно использовать для приготовления разных вещей. Но самый основной и легкодоступный, но не менее важный — приготовление и консервация пищи при помощи специальных скороварок. Автоклавный способ приготовления пищи — это метод приготовления продуктов в герметичном сосуде или в автоклаве, не позволяющем воздуху или жидкости покидать ёмкость, находящуюся под высоким давлением. Поскольку при увеличении давления точка кипения жидкости смещается вверх, температура жидкости внутри системы может превышать 100 °C, при этом жидкость не достигает точки кипения. Большинство кулинарных систем высокого давления работают при рабочем давлении 1.5 — 1.9 атмосферы. При таком давлении температура кипения воды поднимается до 125 °C. Повышенная температура позволяет приготовить продукт несоизмеримо быстрее стандартного способа. Например, порезанная свежая капуста готовится в течение одной минуты. Свежие зелёные бобы или небольшие картофелины готовятся около пяти минут, а целая курица до 3 кг — около 20 минут. Другое преимущество автоклавного способа приготовления пищи — достижение эффекта тушения и медленного кипения продукта за очень короткий срок. Поскольку пища готовится без интенсивного испарения и быстрее обычного, в автоклаве из продуктов вываривается существенно меньше жидкости, витаминов, минералов, солей и прочих веществ. Автоклавный способ приготовления пищи считался очень взрывоопасным. Современные автоклавные кулинарные системы оснащаются различными механизмами защиты — специальными замками, клапанами, системами автоматического отключения и прочим, все бытовые скороварки оснащаются предохранительным клапаном прямого действия.

При обычных условиях нагрев жидкости выше точки кипения невозможен. Как только температура воды достигает 100 °C, вода становится паром и уходит из зоны нагрева. Интенсивное образование пара в ёмкости с жидкостью и называется кипением. Если вода кипятится долго, то она переходит в пар полностью. Когда вода кипятится в автоклаве, повышается температура кипения. Это происходит так: по мере того, как температура воды приближается к 100 °C, испарение воды усиливается. Водяной пар, являясь, по сути, газом, создаёт в автоклаве избыточное давление, что приводит к уменьшению дальнейшего испарения, и в итоге давление поднимается настолько, что кипение останавливается, и нагретая выше 100 °C вода продолжает оставаться жидкой. Чем выше температура, тем выше давление в системе. Более высокое тепло, да ещё и при повышенном давлении, оказывает более мощный эффект как на приготовление продуктов, так и на разрушение микроорганизмов. Подобный процесс легко достижим при приготовлении твёрдых непещеристых продуктов. В случае приготовления губкообразных, пещеристых продуктов, следует выбирать систему с глубоким вакуумированием ёмкости. Остаточное содержание газов может способствовать защите бактерий от разрушения, создавая термоизоляцию для их оболочек.

Автоклав отлично подойдет для консервирования в домашних условиях овощей, фруктов, ягод, мяса, рыбы. То что надо, если вы планируете делать заготовки. Он позволяет сделать любые заготовки, соблюдая технологии консервации, максимально приближенные к заводским условиям. При консервировании автоклав помогает добиться таких условий, при которых даже самые живучие организмы погибнут. Но тут есть и обратная сторона — если консервы передержать или превысить необходимую температуру готовки, они просто сгорят в автоклаве. При готовке банки опускаются в воду, залитую в автоклав. Процесс стерилизации идёт при температуре от 100ºC до 120ºC, время выдержки на этих режимах от 5 до 90 мин. Лучше всего подходят для готовки в автоклаве жестяные консервные банки. Это удобная лёгкая тара для хранения и транспортировки. Пригодятся изготовителям консерв, кормов для животных, рыбаков, охотников, семей и хозяйств, которые активно занимаются заготовками. Учтите что в автоклаве могут вздуваться крышки консерв. При консервации в бытовых условиях невозможно поднять температуру консервированного продукта выше 100 С°. До 100 С° бактерии, их споры и прочие микроорганизмы сохраняются в жизнеспособном виде, которые при определенных условиях живут, размножаются. Из-за этого банка вздувается и крышку срывает. Приготовление пищи в автоклаве варьируется от рецепта к рецепту. К примеру можно взять приготовление тушёнки. Наливаем в автоклав воду согласно инструкции (обычно по нижнее фальшдно), помещаем банки, закрываем автоклав и ставим на нагрев. Доводим автоклав до температуры 120°С, выдерживаем 40-50 минут, затем выключаем и ждем полного остывания. После достаем готовую тушенку.

При применении промышленных автоклавов их владелец обязан обеспечить должное состояние сосудов и условия их работы. В этих целях назначается прошедший обучение ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением. Персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию сосудов, должен вести тщательное наблюдение за порученным ему оборудованием путём его осмотра, проверки действия арматуры, КИП, предохранительных и блокировочных устройств и поддержания сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал.

Местонахождение[]

Автоклавы можно найти в различных предприятиях, например на заводах, а также на складах. Автоклавы домашнего использования можно отыскать у кого-нибудь в домах, сараях и гаражах. Большие и тяжелые автоклавы забирать стоит если вы планируете всерьёз заняться какой-то мелкой промышленностью и вам есть, на чём их перевозить. Небольшие домашние (в частности скороварки) автоклавы вполне возможно переносить и в рюкзаке. К тому же в них больший практический смысл: они гораздо легче по массе и проще в использовании. Рекомендуется в первую очередь обращать внимание на электрические автоклавы, так как находить

Интересные факты[]

  • В настоящее время небольшие установки используют альпинисты, для того чтобы вскипятить воду на больших высотах. Высоко в горах вода выкипает, не достигая температуры 100 °C, что препятствует правильному приготовлению пищи и нормальной тепловой обработке продуктов.
  • Существуют автоклавы, которые используют фракционное вакуумирование, которое удаляет газы в несколько циклов, обеспечивая 100% проникновение тепла в процессе стерилизации и гомогенизации продукта.
  • Отдельно можно выделить автоклавные материалы. Автоклавные материалы — это строительные материалы, подвергшиеся обработке в автоклаве при температуре 175-200 °C и насыщении водяным паром под давлением 1,6 Мн/м2 (9-16 кгс/см2) в течение 8-16 часов, получаемые из смеси извести и кварцевого песка и твердеющие при повышенной температуре и давлении. В результате физико-химического взаимодействия извести, песка и воды образуются гидросиликаты кальция, обуславливающие твердение и монолитность материала. Способ изготовления автоклавного силикатного кирпича впервые предложил немецкий учёный В. Михаэлис в 1880 году. Автоклавная обработка позволяет получать бетоны без использования цемента, обеспечивает высокую прочность и низкую усадку и ползучесть. Из автоклавных материалов изготавливаются: теплоизоляционные материалы, отделочные панели и плиты, кровельные листы, тонкая керамика, резинотехнические изделия, жаропрочные и полимерные композиты, стеклопластики.
Снаряжка
Снаряжение
Тип Вещь
Предметы
Экипировка
Уникальное ГП-5ГП-7ПБФСТШ-81 «Сфера»«Алтын»6Б236Б45M-40PASGT
Комплекты
Артефакты
Материалы
Тип КалШкураКостьДревесинаМеталлоломЭлектроника
Advertisement