Апокалипсис вики
Advertisement

Антарктида (также называемый Южный Полюс) — континент, расположенный на самом юге Земли. Центр Антарктиды примерно совпадает с Южным географическим полюсом. Антарктидой также называют часть света, состоящую из материка Антарктиды и прилегающих островов.

Описание[]

Площадь континента составляет около 14 107 000 квадратных километров (из них шельфовые ледники — 930 000 км², острова — 75 500 км²). С севера на юг протяжённость составляет около 3000 км, а с запада на восток — 4500 км. Средняя высота поверхности Антарктиды самая большая из всех континентов. Помимо полюса холода, в Антарктиде располагаются точки самой низкой относительной влажности воздуха, самого сильного и продолжительного ветра и самой интенсивной солнечной радиации. Территория Антарктиды делится на географические площади и области, открытые ранее различными путешественниками. Область, исследуемая и названная в честь открывателя (или других лиц), называется «земля». Кроме того, к Антарктиде относятся Южные Оркнейские, Южные Шетландские острова, острова Баллени и Беркнер. Самой северной точкой континента является мыс Прайм-Хед. Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 м. Бо́льшую часть этой высоты составляет постоянный ледниковый покров континента, под которым скрыт континентальный рельеф, и лишь 0,3 % (около 40 000 км²) её площади свободны ото льда — в основном в Западной Антарктиде и Трансантарктических горах: острова, участки побережья, так называемые «сухие долины» и отдельные гребни и горные вершины (нунатаки), возвышающиеся над ледяной поверхностью. Трансантарктические горы, пересекающие почти весь материк, делят Антарктиду на две части — Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду, имеющие различное происхождение и геологическое строение. На востоке находится высокое (наибольшее возвышение поверхности льда 4004 м над уровнем моря) покрытое льдом Советское плато. Западная часть состоит из группы гористых островов, соединённых между собой льдом. На тихоокеанском побережье расположены Антарктические Анды, высота которых превышает 4000 м; самая высокая точка континента — 4892 м над уровнем моря — массив Винсон в горах Элсуорт. В Западной Антарктиде находится и глубочайшая депрессия континента — впадина Бентли, вероятно, рифтового происхождения. Глубина впадины Бентли, заполненной льдом, достигает 2555 м ниже уровня моря. Антарктида отличается крайне суровым холодным климатом. В Восточной Антарктиде на советской антарктической станции «Восток» 21 июля 1983 года зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле за всю историю метеорологических измерений: -89,2 °C. Район считается полюсом холода Земли. Средние температуры зимних месяцев — от -75 до -60 °C, а летних — от -50 до -30 °C; на побережье зимой — от -35 до -8 °C, а летом — от 0 до +5 °C. Зимними месяцами в Антарктиде (как и во всём южном полушарии) являются июнь, июль и август, а летними — декабрь, январь и февраль. Другой особенностью метеорологии Восточной Антарктиды являются стоковые (катабатические) ветры, обусловленные её куполообразным рельефом. Эти устойчивые ветры южных направлений возникают на достаточно крутых склонах ледникового щита вследствие охлаждения слоя воздуха у поверхности льда, плотность приповерхностного слоя повышается, и он под действием силы тяжести стекает вниз по склону. Толщина слоя стока воздуха составляет обычно 200-300 м; из-за большого количества ледяной пыли, несомой ветром, горизонтальная видимость при таких ветрах очень низка. Сила стокового ветра пропорциональна крутизне склона и наибольших значений достигает на прибрежных районах с высоким уклоном в сторону моря. Максимальной силы стоковые ветра достигают антарктической зимой — с апреля по ноябрь они дуют почти непрерывно круглые сутки, с ноября по март — в ночные часы или когда Солнце находится низко над горизонтом. Летом в дневные часы благодаря прогреву приповерхностного слоя воздуха солнцем стоковые ветры у побережья прекращаются. В связи с тем, что не только среднегодовые, но и на большинстве территории даже летние температуры в Антарктиде не превышают нуля градусов, осадки там выпадают только в виде снега (дождь — крайне редкое явление). Он образует ледниковый покров (снег спрессовывается под собственным весом) толщиной более 1700 м, местами достигающий 4300 м. В антарктических льдах сконцентрировано около 80 % всей пресной воды Земли. Тем не менее, в Антарктиде существуют озёра, а в летнее время и реки. Биосфера в Антарктиде представлена на четырёх «аренах жизни»: прибрежные острова и льды, прибрежные оазисы на материке (например, «оазис Бангера»), арена нунатаков (гора Амундсена возле Мирного, гора Нансена на Земле Виктории и др.) и арена ледникового щита. Из растений встречаются цветковые и папоротниковые (на Антарктическом п-ове); есть лишайники, грибы, бактерии, водоросли (в оазисах). На побережье обитают тюлени, пингвины. Растения и животные наиболее распространены в приморской полосе. Наземная растительность на лишённых льда участках существует в основном в виде различных видов мхов и лишайников и сплошного покрова не образует (антарктические мхово-лишайниковые пустыни). Антарктические животные полностью зависят от прибрежной экосистемы Южного океана: из-за скудости растительности все сколь-либо значимые пищевые цепи прибрежных экосистем начинаются в водах, окружающих Антарктику. Антарктические воды особенно богаты зоопланктоном, в первую очередь крилем. Криль прямо или опосредованно является основой цепи питания многих видов рыб, китообразных, кальмаров, тюленей, пингвинов и других животных; полностью сухопутные млекопитающие в Антарктиде отсутствуют, беспозвоночные представлены примерно 70 видами членистоногих (насекомых и паукообразных) и нематодами, обитающими в почвах.

В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству и является демилитаризованной зоной. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса южной широты запрещены. В 1986 году Антарктиду объявили ещё и безъядерной зоной, что исключило появление в её водах судов-атомоходов, а на материке — атомных энергоблоков. Сейчас участниками договора являются 50 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей. Разрешена только научная деятельность. В настоящее время ведутся наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте, который, подобно Гольфстриму в Северном полушарии, является климатообразующим фактором для всей Земли. В Антарктиде также изучаются воздействия космоса и процессы, происходящие в земной коре. Изучение ледникового покрова приносит серьёзные научные результаты, касающиеся климата Земли, существовавшего сотни, тысячи, сотни тысяч лет назад. В ледниковом покрове Антарктиды оказались «записаны» данные о климате и составе атмосферы за последние сто тысяч лет. По химическому составу различных слоёв льда определяется уровень солнечной активности на протяжении последних нескольких столетий. В Антарктиде обнаружены микроорганизмы, которые могут представлять ценность для науки и позволят лучше изучить эти формы жизни. Многие антарктические базы, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете. На антарктических базах также тестируют технологии и оборудование, которые в будущем планируется использовать для исследования, освоения и колонизации других планет Солнечной системы. Определённый интерес Антарктида представляет для астрономических исследований. Всего в Антарктиде действует около 45 круглогодичных научных станций. В настоящее время у России в Антарктиде имеется семь действующих станций и одна полевая база. Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению, но в будущем, при потеплении, её освоение возможно. В Антарктиде и на прилегающих островах существует много заброшенных поселений. В XIX веке на Антарктическом полуострове и прилегающих островах существовало несколько китобойных баз. Впоследствии все они были заброшены. В годы Второй Мировой войны в Антарктиде появились военные базы Аргентины и Чили. В настоящее время в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций, на которых в зависимости от сезона живёт от 4000 человек (граждане России — 150) летом и до 1000 человек зимой (граждане России — около 100 человек). Кроме того Антарктику ежегодно посещает около 30-40 тысяч туристов. Большинство из них направляется на Антарктический полуостров, где существуют туристическая база и аэродром. В 1990-х годах туризм распространился к морю Росса и некоторых районов к югу от Австралии. Большинство туристов осуществляют антарктические круизы на кораблях. В следствии всего вышеописанного можно сделать что Антарктида отнюдь не является необитаемой.

Практическая польза[]

В апокалипсисе Антарктида может стать чуть ли не единственным безопасным местом на Земле за счет своей отдаленности от прочих заселенных континентов. Благодаря своей относительной изолированности ядерная война, зомби-апокалипсис и некоторые другие бедствия вполне могут обойти стороной Антарктиду. Таким образом вполне возможно что люди будут эвакуироваться именно сюда, где будут основываться базы выживших и откуда периодически могут совершаться экспедиции на Большую Землю в целях поиска разных ресурсов, уцелевших людей и так далее. Однако климат в Антарктида по-настоящему суровый и жизнь на ней будет не из лёгких, впрочем гораздо более спокойной чем бы вы оказались где-нибудь посреди радиоактивных руин, заселенных мутантами, враждебными дикарями или в населенном полчищами зомби мегаполисе. Тем не менее если вы не привыкли к длительным холодам и сильным морозам адаптироваться к здешним условиям вам будет тяжело. Выживать в одиночку на Южном Полюсе в принципе нежелательно, поэтому следует объединиться с другими людьми: эвакуировавшимися выжившими, застрявшими во время отдыха туристами и работающими на научных базах специалистами, благо в общей сумме население всей Антарктиды пусть и небольшое, но его вполне достаточно для организации сообщества. В дальнейшем можно наладить связь с прочими базами по всему континенту. В туристических лагерях и тем более на базах есть определенный запас пищевых, энергетических и прочих ресурсов, кроме того в Антарктиде возможно будет заниматься охотой и рыболовством. Но жизнь в относительной безопасности возможна только при условии грамотной организации и спокойной обстановке на самом континенте, который не был затронут глобальной катастрофой. Если каким-либо образом зомби-вирус, природные бедствия или еще какая напасть захлестнула Антарктиду, то выживать на ней нету особого смысла, кроме как поискать уцелевших и оставшиеся ресурсы. Более того, в некоторых случаях Антарктида может сама стать катализатором масштабной катастрофы. Например в ходе глобального потепления или других необычных событий ледники начнут таять, повышая тем самым уровень мирового океана что в свою очередь может привести к массовым наводнениям. А отдаленность и изолированность столь холодных регионов в теории может стать местом для возведения секретных лабораторий с созданиям чего-то настолько смертоносного, что способно погубить весь мир.

Местонахождение[]

Антарктида находится на самом Юге Земли, наиболее близким к нему континентом является Южная Америка. Из-за суровых погодных условий Антарктиды воздушное сообщение с ней полностью исключено, добраться до неё можно только по морю на морских судах. Отправляться в одиночку в столь дальнее плавание категорически не рекомендуется. Перед тем как вступить на самые мёрзлые земли нашей планеты следует тщательно озаботиться об своей экипировке, в частности запастить тёплой одеждой и наиболее подходящей для минусовой температуры провизией, а также оружием. Тамошний климат может быть настолько холодным, что вся жидкость в имеющихся ёмкостях будет замерзать, а множество образцов огнестрельного (и возможно не только его) оружия начнут просто клинить на морозе. Ну и конечно же очень важна физическая подготовка, большое внимание должно быть уделено закалке, вы должны быть приучены к холоду и негативным погодным условиям. Выживать в настолько мёрзлых условиях очень сложно, поэтому если нет никаких перспектив эвакуироваться и жить в относительной безопасности вместе с другими выжившими с Большой Земли, лучше отказаться от экспедиции в Антарктиду.

Интересные факты[]

  • Всё вышеописанное можно отчасти отнести к Арктике или Северному Полюсу, находящемуся на крайнем Севере Земли. Климат приблизительно тот же самый, также присутствуют учёные с их базами и периодически проводятся туристические туры, хотя здешняя география, флора и фауна отличается. В частности на Севере распространены белые медведи, являющиеся наиболее крупными из медвежьего рода (и вместе с этим самыми опасными) хищниками, которые могут существенно осложнить выживание в Арктике. И напротив, в Антарктиде животный мир довольно безопасен для человека, потому и выживание на Юге будет немного попроще.
  • По мнению ряда ученых, невозможно простудиться или заболеть гриппом на Северном и Южном полюсах, потому что температура воздуха там настолько низкая, что бактерии просто не выживают.
  • Антарктида омывается Атлантическим, Индийским и Тихим океанами. С 2000 года воды, омывающие Антарктиду к югу от 60° ю. ш., по решению Международной гидрографической организации предложено называть Южным океаном.
  • Антарктиду не следует путать с Антарктикой — южной полярная область земного шара, ограниченная с севера антарктической конвергенцией. Включает Антарктиду и прилегающие к ней острова и участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Южные участки этих океанов в пределах Антарктики нередко выделяют в отдельный Южный океан.
  • Невзирая на наличие договора, присоединившиеся к нему государства не отказались от своих территориальных претензий на континент и прилегающее пространство. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую её собственную в десять раз (в том числе на остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена — Лазарева). Огромные территории объявила своими Великобритания. Британцы намереваются добывать рудные и углеводородные ресурсы на Антарктическом шельфе. Особую позицию заняли США и Россия, заявившие, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике, хотя пока этого и не делают. Притом оба государства не признают претензии других стран.
Карта
Локации
Тип Локации
Уникальные Восточно-Уральский заповедникМетро-2Зона 51АнтарктидаЧернобыльПрипятьРыжий лесВыжигатель мозговРейвенхольмНекропольПарадиз-ФоллзХабАдЗенПустота
Advertisement