Апокалипсис вики
Advertisement

Вакуум — пространство, свободное от вещества. В технике и прикладной физике под вакуумом понимают среду, состоящую из газа при давлении значительно ниже атмосферного.

Описание[]

Грубо говоря вакуум — это состояние области, в котором она абсолютно лишена каких-либо веществ: газов, кислорода и так далее. Это то, что есть в открытом космосе и на безжизненных космических телах, лишенных всякой атмосферы. Космическое пространство имеет очень низкую плотность и давление. Космический вакуум не является действительно совершенным, даже в межзвёздном пространстве есть несколько атомов водорода на кубический сантиметр. Плотность ионизированного атомарного водорода в межгалактическом пространстве Местной группы оценивается в 7×10−29 г/см³.

Звёзды, планеты и спутники держат свои атмосферы силой притяжения, и как таковой у атмосферы нет чётко очерченной границы: плотность атмосферного газа просто уменьшается с расстоянием от объекта. Атмосферное давление Земли падает до примерно 3,2×10−2 Па на 100 км высоты — на так называемой линии Кармана, которая является общим определением границы с космическим пространством. За этой линией изотропное давление газа быстро становится незначительным по сравнению с давлением излучения от Солнца и динамическим давлением солнечного ветра, поэтому определение давления становится трудно интерпретировать. Термосфера в этом диапазоне имеет большие градиенты давления, температуры и состава, и сильно варьируется в связи с космической погодой.

Плотность атмосферы в течение первых нескольких сотен километров выше линии Кармана всё ещё достаточна для оказания значительного сопротивления движению искусственных спутников Земли. Большинство спутников работают в этой области, называемой низкой околоземной орбитой, и должны подрабатывать двигателями каждые несколько дней для поддержания стабильной орбиты. Космическое пространство заполнено большим количеством фотонов, так называемым реликтовым излучением, а также большим количеством реликтовых нейтрино, пока не поддающихся обнаружению. Текущая температура этих излучений составляет около 3 К, или −270 °C.

Вакуум будет являться неизменным спутником людей, находящихся в космическом пространстве и так или иначе связанных с космосом. Хоть вакуум начнет восприниматься как нечто вполне себе разумеющееся, вакуумные зоны представляют закономерную опасность, которой надо всячески остерегаться.

Способ борьбы[]

Люди и животные, подвергшиеся воздействию вакуума, теряют сознание через несколько секунд и умирают от гипоксии в течение нескольких минут, но эти симптомы, как правило, не похожи на те, которые показывают в популярной культуре и СМИ. Снижение давления понижает температуру кипения, при которой кровь и другие биологические жидкости должны закипеть, но упругое давление кровеносных сосудов не позволяет крови достичь температуры кипения 37 °С. Хотя кровь не вскипает, эффект образования газовых пузырьков в ней и других жидкостях тела при низких давлениях, известный как эбуллизм (воздушная эмфизема), является серьёзной проблемой. Газ может раздувать тело в два раза больше его нормального размера, но ткани достаточно эластичны, чтобы предотвратить их разрыв. Отёки и эбуллизм можно предотвратить специальным лётным костюмом. Быстрое испарение воды охлаждает кожу и слизистые оболочки до 0 °С, особенно во рту, но это не представляет большой опасности. После 90 секунд нахождения организма в вакууме обычно происходит быстрое и полное восстановление организма, однако более долгое пребывание в вакууме фатально и реанимация бесполезна. Имеется лишь ограниченный объем данных о влиянии вакуума на человека (как правило, это происходило при попадании людей в аварию), но они согласуются с данными, полученными в экспериментах на животных. Конечности могут находиться в вакууме гораздо дольше, если дыхание не нарушено.

Беря во внимание смертельную угрозу для любого живого организма, от вакуума можно уберечься только одним способом — полной изоляцией. Если вам по каким-то причинам необходимо войти в вакуумную зону, то вы должны облачиться в надежный и герметичный скафандр, поддерживающий подачу кислорода внутри него. Но учитывайте то, что время пребывание в вакууме ограничено запасом имеющегося у вас кислорода. Кроме того в случае повреждения скафандра вакуум может проникнуть внутрь костюма и постепенно убить вас. В ином случае оставайтесь за пределами вакуума на территории космических станций и баз, не забывая их при этом обслуживать и вовремя устранять поломки, так как от их работоспособности и герметичности напрямую зависит ваше выживание. Область, в которую проник вакуум, необходимо как можно скорее изолировать. В будущем её можно будет отремонтировать и сделать снова пригодной для нормальной жизнедеятельности.

Интересные факты[]

  • Хотя состояние вакуума обычно связывают с пространством за пределами Земли, теоретически и на нашей планете возможно столкнуться с данным состоянием атмосферы, например в результате каких-либо аномалий или в процессе космического армагеддона. В реальности состояние вакуума воспроизводят в лабораторных условиях с целью проведения научных опытов и исследований.
  • В технике и прикладной физике под вакуумом понимают среду, состоящую из газа при давлении значительно ниже атмосферного.
  • Вакуум космоса — место, которое выдвигает крайне жесткие условия для пребывания в нём без специального снаряжения. Зачастую проскакивает предположение, что, поскольку вакуум не передаёт тепло, человек не должен замерзать в космосе. Однако это представление неверно, и вот почему. Верно, что теплопроводность вакуума равна нулю, однако важно помнить, что вакуум пропускает излучение. Человек замерзает, когда его тепловые потери выше тепла, поступающего из окружающей среды. Космос, заполненный реликтовым излучением с температурой примерно 2.7 K, предоставляет ничтожно мало тепла для компенсации тепловых потерь человека. Поэтому несмотря на наличие вакуума, в космосе мягко говоря очень холодно и пребывание там без специального снаряжения грозит банальным обморожением.
  • Вакуум полезен для многих процессов и применяется в разных устройствах. Впервые для массово используемых товаров он был применён в лампах накаливания с целью защиты нити от химического разложения. Химическая инертность материалов, обеспечиваемая вакуумом, также полезна для электронно-лучевой сварки, холодной сварки, вакуумной упаковки и вакуумной жарки. Сверхвысокий вакуум используется при изучении атомарно чистых субстратов, так как только очень высокий вакуум сохраняет поверхности чистыми на атомарном уровне в течение достаточно длительного времени (от минут до суток). При высоком и сверхвысоком вакуумировании устраняется противодействие воздуха, позволяя пучкам частиц осаждать или удалять материалы без загрязнения. Этот принцип лежит в основе химического осаждения из газовой фазы, вакуумного напыления и сухого травления, которые применяются в производстве полупроводников и оптических покрытий, а также в химии поверхности. Снижение конвекции обеспечивает теплоизоляцию в термосах. Глубокий вакуум понижает температуру кипения жидкости и способствует низкой температуре дегазации, которая используется в сублимационной сушке, приготовлении клея, перегонке, металлургии и вакуумной очистке. Электрические свойства вакуума делают возможными электронные микроскопы и вакуумные трубки, включая катодные лучевые трубки. Вакуумные выключатели используются в электрических распределительных устройствах. Вакуумный пробой имеет промышленное значение для производства определенных марок стали или материалов высокой чистоты. Исключение трения воздуха полезно для накопления энергии маховика и ультрацентрифуг.
Чер2
Угрозы
Тип Проявления
Организмы ОрдаКлещБиомассаГриб-паразитЧервь-паразит
Advertisement