Апокалипсис вики
Advertisement

Воздушный фильтр — фильтр, предназначенный для исключения из воздуха агрессивных веществ, устанавливаемый на респиратор или противогаз.

Описание[]

При работе в условиях возможного загрязнения воздуха, для защиты людей в первую очередь должны использоваться технологические и организационные мероприятия, и средства коллективной защиты (вентиляция и прочее), а если этого окажется недостаточно — средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), респираторы и промышленные противогазы. В тех случаях, когда в воздухе достаточно много кислорода, а вредные воздушные загрязнения могут быть уловлены, широко используются фильтрующие СИЗОД. В них для обеспечения рабочих пригодным для дыхания воздухом используется окружающий загрязнённый воздух рабочей зоны — после его очистки фильтрами. Срок службы противогазных фильтров ограничен и не всегда легко предсказуем. Существуют изолирующие респираторы (в которых для дыхания не используется окружающий воздух) и фильтрующие респираторы (в которых для дыхания используется окружающий воздух после очистки). Для очистки воздуха в фильтрующих респираторах могут использоваться различные фильтры, в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха:

  • противоаэрозольные (вредные вещества в виде пыли, дыма и тумана);
  • противогазные (вредные вещества в газообразном состоянии — газы, пары);
  • комбинированные (противоаэрозольные и противогазные вместе). В этом случае воздух сначала очищается противоаэрозольными фильтрами, а затем — противогазными.

Для очистки воздуха от аэрозолей используют фильтры, которые состоят из большого числа тонких волокон. При прохождении воздуха через такой фильтр он огибает волокна, меняя направление движения. Относительно крупные частицы (больше 5 мкм) по инерции не успевают изменить направление движения, сталкиваются с волокном и прилипают к нему (инерционное улавливание). Если частица изменяет направление движения так, что может пройти мимо волокна, но расстояние от её центра до поверхности волокна меньше её радиуса, то она касается волокна и прилипает к нему (улавливание касанием). Если частица очень маленькая (меньше 0.05 мкм), то под действием ударов молекул она совершает хаотичные движения из стороны в сторону относительно своей "усреднённой" траектории, и за счёт этого может столкнуться с волокном (улавливание с помощью диффузии). При наличии электрического заряда на волокне и/или частице появляются кулоновские и/или поляризационные силы, способствующие улавливанию частиц — особенно мелких, до 1 мкм. Для очистки воздуха от вредных газов обычно используется поглотитель (сорбент) и/или катализатор. Как поглотитель часто используется активированный уголь, обладающий большой площадью поверхности. Для улучшения улавливания его могут пропитывать разными химическими соединениями. За счёт диффузии молекулы вредных газов достигают его поверхности и улавливаются. Катализатор может использоваться для обезвреживания вредных газов при протекании химической реакции. Если для эффективной работы сорбента или катализатора нужно, чтобы воздух был достаточно сухой, то перед ними размещают поглотитель влаги. В комбинированном фильтре есть противогазный фильтр и противоаэрозольный фильтр, поэтому их маркировка состоит из перечня обозначений, относящихся к противогазному фильтру, и обозначений класса противоаэрозольного фильтра. Цвет такого фильтра состоит из цветов противогазного фильтра и белой полосы (противоаэрозольный фильтр). Например: А2В1Р3, цвет — коричневый + серый + белый. Кроме того, существуют фильтры для защиты от окисдов азота NO-P3 (Сине-белый), и для защиты от соединений ртути Hg-P3 (Красно-белый), которые изготавливаются вместе с противоаэрозольным фильтром высокой эффективности. Словом, существует большое количество различных фильтров, предназначенных для применения в тех или иных случаях.

Применение[]

Естественно воздушный фильтр следует применять по своему прямому назначению, то есть снаряжать им респираторы и противогазы для защиты в потенциально неблагоприятных условиях. Важно учитывать что те или иные фильтры конструктивно могут не подходить к тем или иным средствам индивидуальной защиты. Кроме того в зависимости от вредоносных условий важно подбирать наиболее подходящие фильтры, так как все они нацелены на фильтрацию определенного вида веществ в воздухе. То есть при использовании неподходящего фильтра есть риск что эти вещества всё равно пройдут через защиту и приведут к отравлению, либо другим печальным последствиям. В зависимости от фильра они могут обеспечивать безопасное дыханием сроком от 15-20 минут до 1-2 часов. Поэтому придется своевременно заменять их, заранее позаботившись об достаточном количестве припасенных фильтров. Особенно если предстоит длительное время действовать в загрязненных секторах. Если у вас при себе крайне ограниченное количество фильтров, то использовать их надо очень экономно избегая длительных вылазок в неблагоприятные зоны.

Местонахождение[]

Фильтры в некоторых количествах располагаются там же где респираторы и противогазы, так что найти их будет нетрудно. Дополнительные фильтры можно отыскать на складах или в специальных магазинах. Изношенные или израсходованные фильтры лучше выбрасывать, так как восстановлению без использования специализированного оборудования они не подлежат. И даже будучи восстановленными далеко не факт что они будут предоставлять такую же качественную защиту, как и прежде. Во всяком случае их повторное применение нежелательно.

Интересные факты[]

  • Представляя очевидную ценность воздушные фильтры могли бы стать своеобразной "валютой" или одной из таковых в условиях постапокалипсиса. Однако ни в одном из художественных произведений на тему выживания такого замечено не было.
  • Под воздушным фильтром может подразумеваться также элемент воздухоочистителя (бумажный, матерчатый, войлочный, поролоновый, сетчатый или иной), который служит для очистки от пыли (фильтрования) воздуха, подаваемого в помещения системами вентиляции и кондиционирования или используемого в технологических процессах (например, при получении кислорода), в газовых турбинах, в двигателях внутреннего сгорания и других устройствах. Целью таких фильтров является защита людей от пыли и вредных частиц, либо механизмов — от износа и повреждения. Например, износ цилиндро-поршневой группы ДВС определяется попаданием пыли. Выбором нужного фильтра можно задать желаемый ресурс мотора, например, у культиватора, газонокосилки, мотоблока, электрогенератора или мотоцикла. Воздушные фильтры могут использовать для фильтрации воздуха, поступаемого в убежища из внешнего мира. Но и они будут требовать качественного обслуживания, а при необходимости и замены.
Снаряжка
Снаряжение
Тип Вещь
Предметы
Экипировка
Уникальное ГП-5ГП-7ПБФСТШ-81 «Сфера»«Алтын»6Б236Б45M-40PASGT
Комплекты
Артефакты
Материалы
Тип КалШкураКостьДревесинаМеталлоломЭлектроника
Advertisement