Апокалипсис вики
Advertisement

ГП-5 (Гражданский Противогаз модель 5) — фильтрующее средство индивидуальной защиты органов дыхания, глаз и кожи лица человека. Наиболее распространённый на территории стран СНГ противогаз.

Описание[]

Шлем-маска ГП-5 обеспечивает подведение очищенного в фильтрующе-поглощающей коробке воздуха к органам дыхания и защищает глаза и лицо от попадания на них отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных (биологических) средств, а также пыли, дыма и тумана. Лицевая часть состоит из резинового корпуса с обтекателями и очкового узла с плоскими стёклами круглой формы, клапанной коробки с клапанами вдоха и выдоха. Комплектуется плёнками, предотвращающими запотевание стёкол очкового узла, также может комплектоваться утеплительными манжетами, предотвращающими замерзание стёкол очкового узла при отрицательных температурах. Шлем-маски выпускалась в 5 размерах: 0 (0у), 1 (1у), 2 (2у), 3 (3у), 4 (4у). Буква «у» в кружке́ рядом с цифрой, обозначающей размер шлем-маски, означает, что у данной маски более тонкая резина, что характерно для более поздних партий. Размер обозначается цифрой на подбородочной части шлем-маски. Для подбора необходимого роста шлем-маски нужно измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Измерения округляются до 0,5 см. При величине измерения до 63 см — 0 рост, от 63,5 до 65,5 см — 1 рост, от 66 до 68 см — 2 рост, от 68,5 до 70,5 см — 3 рост, от 71 см и более — 4 рост. На резине шлем-маски отлиты также одна под другой маркировки: первая буква города производства и год, за которым идут точки, означающие квартал года, и номер пресс-формы (например: Т86... Ф625). Маркировка могла располагаться как на одной, так и с обеих сторон, и иметь мелкие отличия в оформлении. Клапанная коробка лицевой части служит для распределения потоков вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Внутри клапанной коробки установлены вдыхательный и два выдыхательных клапана (основной и дополнительный). Имеет стандартную резьбу 40/4 и изначально не имеет гофротрубки. Фильтрующе-поглощающая коробка (ФПК) гражданского противогаза ГП-5 имеет форму цилиндра. Корпус ФПК выполнен из алюминия. В её нижней половине находится противоаэрозольный фильтр, а в верхней — шихта (активированный уголь). На крышке коробки имеется навинтованная горловина со стандартной 40/4 резьбой для присоединения ФПК к лицевой части противогаза, а в дне — круглое отверстие, через которое поступает вдыхаемый воздух. Противогазная сумка служит для хранения и переноски противогаза. Сумка противогаза снабжена плечевой тесьмой с передвижными пряжками для ношения противогаза через плечо и тесьмой для закрепления противогаза на туловище. Сумка имеет два кармана: плоский с перегородкой для размещения коробочек с незапотевающими плёнками и мембранами и складывания поясной тесьмы или ИПП (индивидуального перевязочного пакета), а другой — для индивидуального противохимического пакета ИПП-8. С момента своего появления противогаз типа ГП-5 быстро завоевал огромную популярность и распространился по всему советскому пространству, до сих пор оставаясь наиболее распространенным противогазом уже в постсоветской среде.

Применение[]

Практическое применение ГП-5 ничем не отличается от других противогазов того же типа. Его прямое назначение — защита от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо человека отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных (биологических) средств. И с этой задачей он справляется отменно. Главное вовремя менять противогазные фильтры, следить за их количеством и качеством, собственно как и за состоянием своего противогаза. Его недостатки сродни любым противогазам того же типа: ухудшение обзора и возможный дискомфорт при долгом ношении резиновой маски. А в целом противогаз прекрасно подойдет для любых пагубных условий, он хорошо совмещается с любой экипировкой. При желании можно его попробовать совместить с кислородным баллоном, дабы у вас был больший запас кислорода.

Перед применением гражданский противогаз ГП-5 необходимо проверить на исправность и герметичность. Осматривая лицевую часть, следует удостовериться в том, что рост шлем-маски соответствует требуемому. Затем определить её целостность, обратив внимание на стёкла очкового узла. После этого проверить клапанную коробку, состояние клапанов. Они не должны быть покороблены, засорены или порваны. На фильтрующе-поглощающей коробке не должно быть вмятин, ржавчины, проколов, в горловине — повреждений. Обращается внимание на то, чтобы в коробке не пересыпались «зерна» поглотителя. Сборка гражданского противогаза ГП-5 производится следующим образом: в левую руку берется лицевая часть за клапанную коробку, правой рукой ввинчивается до упора фильтрующе-поглощающая коробка навинтованной горловиной в патрубок клапанной коробки лицевой части. Новую лицевую часть противогаза перед надеванием необходимо протереть снаружи и внутри чистой тряпкой, слегка смоченной водой, а клапаны выдоха продуть. При обнаружении в противогазе тех или иных повреждений их устраняют, при невозможности сделать это противогаз заменяют исправным. Проверенный противогаз в собранном виде укладывают в сумку: вниз фильтрующе-поглощающую коробку, сверху — лицевую часть, которую не перегибают, только немного подвертывают головную и боковую части так, чтобы защитить стекло очкового узла.

Выданный в пользование противогаз может находиться в 3 положениях:

  • «походное» положение,
  • положение «наготове»,
  • «боевое» положение.

Для приведения гражданского противогаза ГП-5 в походное положение необходимо надеть сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застёжка находилась от себя, подогнать при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня, проверить надёжность противогаза, сложить противогаз в противогазную сумку. При необходимости противогаз может быть закреплён на поясе при помощи тесьмы. В положение «наготове» противогаз переводится по сигналам «Воздушная тревога» и «Угроза радиоактивного заражения», то есть при непосредственной угрозе ядерного, химического или бактериологического (биологического) нападения. При этом необходимо противогаз передвинуть вперёд, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы. В «боевое» положение противогаз переводится по команде «Газы», по сигналам «Химическое нападение», «Радиоактивное заражение», «Бактериальное заражение», а также самостоятельно (без команды и сигналов) при обнаружении признаков радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств в воздухе или на местности.

Местонахождение[]

Противогаз ГП-5 довольно просто найти. Его до сих пор не вытеснили более современные модели и найти его можно там же, где хранятся любые другие противогазы. Это различные склады, арсеналы, места хранения аварийных средств, либо пребывания спасателей, ликвидаторов происшествий или некоторых армейских (возможно и полицейских подразделений). Несмотря на свой возраст и тот факт что данные противогазы уже не выпускаются, они нисколько не истратили своих характеристик и продолжают оставаться одними из наиболее распространенных средств индивидуальной защиты дыхания. Его можно отыскать даже за пределами стран СНГ (хотя и уже с небольшими шансами).

Интересные факты[]

  • Выпускался в период с 1961 по 1989 годы (хотя существуют ФПК ГП-5, произведенные в 1990 году). Противогазов ГП-5 было произведено в три раза больше населения СССР (чуть меньше 1 млрд экземпляров). Он был во внушительных количествах почти на всех производствах и в убежищах гражданской обороны, иногда используется до сих пор в качестве учебно-тренировочного СИЗОД в классах ОБЖ, хотя и должен быть полностью заменён на ГП-7 и другие более совершенные модели.
  • Гражданский противогаз ГП-5 не обеспечивает защиту от аммиака и его производных, органических паров и газов с температурой кипения менее 65 °C (таких как: метан, этан, ацетилен, окись этилена, изобутан и другие), монооксида углерода, оксидов азота.
  • С учётом выявленных недостатков при эксплуатации гражданского противогаза ГП-5 была произведена его модернизация, получившая название Гражданский Противогаз модель 5 Модернизированный — ГП-5М. Модернизации подверглась лицевая часть противогаза, которая получила новое наименование ШМ-66МУ. Лицевая часть ШМ-66МУ получила переговорное устройство и прорези в корпусе шлем-маски для ушей. Однако он так и не вытеснил оригинальную модель полностью.
Снаряжка
Снаряжение
Тип Вещь
Предметы
Экипировка
Уникальное ГП-5ГП-7ПБФСТШ-81 «Сфера»«Алтын»6Б236Б45M-40PASGT
Комплекты
Артефакты
Материалы
Тип КалШкураКостьДревесинаМеталлоломЭлектроника
Advertisement