Апокалипсис вики
Advertisement
Гирокок

Гирокоптер (гироплан, автожир) — винтокрылый летательный аппарат, похожий на вертолёт, использующий для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.

Описание[]

Гирокоптер представляет собой относительно небольшое летательное средство, рассчитанное в основном на одного или двух людей. Подъёмная сила у автожира, как и у вертолёта, создаётся несущим винтом — который, однако, у автожира вращается свободно в режиме авторотации, под действием аэродинамических сил. Необходимая для этого поступательная тяга, придающая автожиру горизонтальную скорость, обеспечивается отдельным тянущим (расположен в передней части фюзеляжа) или толкающим (расположен в задней части фюзеляжа) пропеллером. Свободный несущий винт автожира возможен упрощённой схемы, без изменения общего шага. Он создаёт только подъёмную силу и в полёте наклонён назад против потока, подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки (у вертолёта, наоборот, винт (вместе с корпусом) наклоняется в сторону движения, создавая приводным несущим винтом подъёмную и пропульсивную силы одновременно). Промежуточное положение между автожиром и вертолётом занимает винтокрыл, который имеет подключаемый привод несущего винта от двигателя и отличается от автожира тем, что может использовать не только режим авторотации, но и режим вертолётного полёта. На больших скоростях роторная система винтокрыла действует сходным с автожиром образом (в режиме авторотации), обеспечивая только подъёмную силу, но не тягу. Можно сказать, что винтокрыл сочетает в себе качества автожира и вертолёта. Первые гиропланы с ротором без автомата перекоса управлялись с помощью аэродинамических рулей, поэтому вертикальная посадка получалась неуправляемой и обычно считалась чрезвычайным режимом. Современные системы управления наклоном плоскости несущего винта (втулка обладает двумя степенями свободы) позволяют производить посадку без пробега, так как управляемость аппарата не зависит от его воздушной скорости. Для реализации вертикального старта (подскоком) возможна предварительная раскрутка несущего винта с нулевым шагом на земле (от двигателя), с последующим отключением его привода и установкой рабочего шага винта. По расположению маршевого винта автожиры делятся на 2 типа: с тянущим винтом (исторически первые аппараты) и с толкающим винтом (наиболее распространённые в настоящее время). Преимущества схемы с тянущим винтом: лучшее охлаждение двигателя за счёт обдува винтом и несколько большая безопасность при аварии с ударом носовой частью (в схеме с толкающим винтом при такой аварии двигатель, расположенный за кабиной, может завалиться вперёд и травмировать пилота). В то же время, в схеме с толкающим винтом лучше обзор из кабины. У обеих схем есть и другие присущие им преимущества и недостатки. Как и у автожира в целом.

Применение[]

По своей сути гирокоптер — уменьшенная модель вертолета, имеющая свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести его небольшие размеры вкупе с меньшей заметностью, издаваемым шумом и более простым управлением в сравнении с теми же вертолетами. Кроме того он один из самых безопасных летательных аппаратов, что обусловливают следующие его особенности: неподверженность штопору, меньшая чувствительность к турбулентности и термическим потокам, а также малые требования к посадочной площадке. Также гироплан способен совершать мягкую посадку с неработающим двигателем. Среди недостатков автожира (сравнительно с лёгким самолётом при равной мощности двигателя) можно назвать значительно больший расход топлива из-за большого сопротивления несущего винта, а также ряд присущих этому аппарату опасных режимов: потеря управления по тангажу (кувырок) и синусоидальная осцилляция, что привело к ряду катастроф автожиров в 1970-2000 годы. Также ещё одним минусом гирокоптеров является более низкий КПД использования силовой установки, из-за чего при равном полётном весе и скорости автожиру требуется более мощный двигатель, чем самолёту или дельталёту. У автожира с двухлопастным несущим ротором есть несколько специфичных опасных режимов полёта (разгрузка ротора, кувырок, мёртвая зона авторотации и пр.), которые нельзя допускать при полёте во избежание падения. Кувырок характерен в основном для аппаратов с неправильно расположенными относительно друг друга центром тяжести и вектором тяги маршевого винта, а также с недостаточно развитым хвостовым оперением. Полёты на автожире в условиях обледенения представляют большую опасность, поскольку при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации, что приводит к падению. Также следует учесть его крайне ограниченную вместительность, гироплан вмещает в себя всего одного или двух (в зависимости от модели летательного аппарата) человек. На нем можно перевозить только небольшие грузы. Еще он гораздо более уязвим, можно как просто убить пилота меткими выстрелами, так и расстрелять из винтовок либо автоматов сам автожир приводя того в негодность. В общем и целом данное транспортное средство можно рассматривать для использования в апокалипсисе, за счет простоты в управлении и малых размеров он хорошо подходит практически для любой местности. Особенно комфортно с ним можно себя чувствовать в горах или тесной городской среде. Лучше всего автожир подойдет для ближних и средних полетов, для вылетов на большие расстояния лучше предусмотреть полноценный вертолет.

Местонахождение[]

Гирокоптер используется в гражданской авиации но он не является распространенным. Как правило такие агрегаты используют спасательные, пожарные, поисковые и другие службы, в некоторых странах они также состоят в полицейских департаментах. Они оснащены вспомогательным оборудованием, которое может также пригодиться обычным выжившим. Есть и более простые гиропланы, используемые в туризме и спорте но они редкие, дорогие, найти их сложно. Впрочем автожир в принципе найти будет проблематично. Стоит их поискать на различных базах, которые могут находиться как в городах так и за их пределами. Помните что данное летательное чудо пожирает топливо в больших количествах, потому запасайтесь им заранее. И конечно же не забывайте об дефиците топлива в условиях постапокалипсиса.

Интересные факты[]

  • Большинство автожиров одно- и двухместные. Существуют и трёхместные модели ‒ российский автожир «Охотник-3», выпускающийся научно-производственным центром Аэро-Астра-Автожир, и автожир А002, серийно выпускающийся ИАПО «Иркут». При скорости ветра более 8 м/с взлетает с места, в штиль нужен разбег до 15 м.
  • Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир С-4  совершил свой первый полёт 31 января 1923 года. Но основное развитие теория автожиров получила в 1930-е годы. С изобретением и массовым строительством вертолётов интерес к практическому применению автожиров упал настолько, что разработки новых моделей были прекращены. Новый этап интереса к автожирам начался в конце 1950-х годов. В это время Игорь Бенсен в США активно пропагандировал аппараты собственной конструкции — лёгкие одноместные простейшие автожиры, которые продавались в виде наборов для самостоятельной сборки. Кроме того, на рубеже 1960-х годов в США и Канаде были разработаны и получили сертификаты типа три модели двухместных автожиров с прыжковым взлётом
  • На постсоветском пространстве за данным видом транспорта прочно закрепилось название "автожир". На Западе же его называют как "гирокоптер", так и "гироплан".
  • При особой надобности, а также наличии запчастей и профессиональных рук, возможно сконструировать самодельный автожир. При этом следует учесть что при неграмотной сборке автожир может буквально развалиться в воздухе.
Деревянный плот
Транспорт
Тип Транспорт
Сухопутный транспорт ВелосипедМоноциклМотоциклТрициклКвадроциклБаггиСеданХэтчбекПикапДжипАвтобусГрузовикБульдозерБронетранспортёрТанкТехничка
Железнодорожный транспорт ДрезинаПаровозТепловозБронепоезд
Воздушный транспорт ДельтапланГирокоптерВертолётСамолёт
Водный транспорт ПлотГидроциклЛодкаСубмарина
Advertisement