Апокалипсис вики
Advertisement

ДП-27 — советский ручной пулемёт калибра 7,62 мм, спроектированный Василием Алексеевичем Дегтярёвым еще в далеком 1923 году по собственной инициативе и принятый на вооружение Красной Армии в 1927 году.

Описание[]

Ручной пулемёт ДП является оружием с автоматикой на основе отвода пороховых газов и магазинным питанием. Газовый двигатель имеет поршень с длинным рабочим ходом и газовый регулятор, расположенные под стволом. Сам ствол — легкосъёмный, частично скрыт защитным кожухом и оснащён коническим съёмным пламегасителем (ранние выпуски не имели пламегасителя, как и резьбы на стволе для него). Ствол порой не выдерживал интенсивной стрельбы: поскольку он был тонкостенным, он быстро нагревался (особенно на поздних выпусках, у которых для упрощения ствол был выполнен без ребристого радиатора), и для того, чтобы не вывести пулемёт из строя, приходилось стрелять короткими очередями (боевая скорострельность пулемёта — до 80 выстрелов в минуту). Смена ствола непосредственно во время боя была затруднена: она требовала специального ключа для снятия его замыкателя и защиты рук от ожогов. Запирание ствола осуществлялось двумя боевыми упорами, разводимыми в стороны при движении ударника вперёд. После того, как затвор приходит в переднее положение, затворная рама продолжает движение, при этом уширенная средняя часть соединённого с ней ударника, воздействуя изнутри на задние части боевых упоров, разводит их в стороны, в пазы ствольной коробки, жёстко запирая затвор. После выстрела затворная рама под действием газового поршня начинает движение назад. При этом ударник отводится назад, а специальные скосы рамы сводят боевые упоры, выводя их из зацепления со ствольной коробкой и отпирая затвор. Возвратно-боевая пружина располагалась под стволом и при интенсивном огне перегревалась, теряя упругость, что было одним из сравнительно немногочисленных, но существенных недостатков пулемёта ДП. Кроме того, боевые упоры требовали точной подгонки для достижения симметричного запирания (что не представляло на практике существенного недостатка). Питание осуществлялось из плоских дисковых магазинов — «тарелок», в которых патроны располагались по окружности, пулями к центру диска. Такая конструкция обеспечивала надёжную подачу патронов с выступающей закраиной, однако имела и существенные недостатки: большие габариты и масса пустого магазина, неудобство в транспортировке и заряжании, а также возможность повреждения магазина в условиях боя из-за его склонности к деформации. Ёмкость магазина изначально составляла 49 патронов, позднее были введены 47-патронные с повышенной надёжностью действия. К пулемёту придавалось три магазина с металлическим коробом для их транспортировки. Спусковой механизм пулемёта позволял вести только автоматический огонь с открытого затвора. Он расположен в спусковой раме, крепящейся к ствольной коробке поперечной чекой. Обычного предохранителя не имелось, вместо него был выполнен автоматический предохранитель в виде клавиши, выключавшийся при охвате рукой шейки приклада. При ведении интенсивного огня необходимость постоянно удерживать клавишу предохранителя нажатой утомляла стрелка, а приклад винтовочного типа не способствовал прочному удержанию оружия при стрельбе очередями. Более удачной оказалась спусковая рама танкового пулемёта ДТ, который имел обычный предохранитель и пистолетную рукоятку. Модернизированный вариант пулемёта — ДПМ — получил аналогичную конструкцию спусковой рамы. Также интересно отметить, что неавтоматический предохранитель в дополнение к родному автоматическому вводился в конструкцию финских ДП в процессе их капремонта. Огонь из ДП вёлся со съёмной двуногой сошки, сошки в горячке боя порой терялись из-за неудачного крепления или расшатывались, что, в свою очередь, существенно ухудшало удобство применения и устойчивость пулемётов. Поэтому на ДПМ ввели несъёмную сошку. Выброс стреляных гильз осуществлялся вниз. Пулемёт массово использовался в качестве основного оружия огневой поддержки пехоты звена взвод-рота вплоть до конца Великой Отечественной Войны. ДП вооружались подразделения войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. Использовался для стрельбы по низколетящим самолётам (в ходе боевых действий было установлено, что наиболее эффективным является огонь по перешедшим в пикирование и выходящим из пике самолётам-штурмовикам). Трофейные образцы ДП использовали немцы. Кроме того, за счёт захваченных в Зимней Войне 1939-1940 годов и позднее трофеев это был один из наиболее массовых образцов ручных пулемётов в финской армии в период Второй Мировой Войны. Вскоре после войны пулемет ДП и его модификации были признаны устаревшими, отчего они были сняты с вооружения советской армии но все еще поставлялись в ряды дружественных стран, где использовались длительное время. И до сих пор отдельные экземпляры этого оружия продолжают использоваться в ряде современных вооруженных конфликтов, невзирая на его возраст (преимущественно силами ополчения и повстанцами).

Применение[]

Для своего времени это был очень хороший пулемет, имеющий большое количество достоинств. Это было надежное, безотказное, достаточно скорострельное и простое в обращении оружие, считающееся также одним из наиболее легких ручных пулеметов того времени. Но даже выдающиеся образцы своего времени неминуемо устаревают, уступая место более современным видам вооружения. ДП-27 начал устаревать еще во времена Второй Мировой Войны, особенно на фоне единого пулемета немецкого производства MG-42, передового для своего времени. Основная проблема советского ручного пулемета заключалась в его боепитании. Диск емкостью в 47 патронов выглядит все же достаточно скромно, тем более отсутствовала возможность использования пулеметных лент в 50, 100 и более патронов. Особенно блекло это выглядит в сравнении с современными пулеметами с огромным боезапасом. Это существенно ограничивает ведение огня, вынуждая строго отчитывать количество произведенных дисков. Кроме того невзирая на всю надежность пулемета, его диск — пожалуй наименее надежная деталь ДП-27, так как она довольно легко подвергается механическим деформациям (например при ударе) что приводит к отказам в работе. Процесс заряжания диска также довольно муторный и требует определенного времени, невзирая на казалось бы не очень большую емкость магазина. При всем этом пулемет тяжелее современных аналогов и менее удобен для ручного использования. Стрелять прицельно неудобно, наиболее комфортным считается стрельба от бедра держа ДП одной рукой за рукоять, а другой за сошки. Желательно наличие оружейного ремня, чтобы оружие надежно висело на теле бойца. В целом несмотря на свое устаревание, этот старичок по-прежнему является опасным оружием в умелых руках. Тем более что используемый им боеприпас еще нисколько не утратил своих достоинств, будучи до сих пор используемым в целом ряде вооружений и широко распространенным по всему миру.

Местонахождение[]

Большая часть этих пулеметов была отправлена на металлолом, либо в качестве помощи дружественным странам. Некоторая часть по-прежнему остается на хранении наряду с прочим резервным оружием, так что имеет смысл поискать ДП-27 на складах. Существуют деактивированные образцы пулемета Дегтярева в музеях, но неизвестно можно ли им вернуть боевой вид. Также на территории России и некоторых других стран выпускаются гражданские реплики пулемета с ограничителями емкости патронов. Данные эрзац-ДП проходят как охотничье оружие но по факту от былого величия у этих кастрированных пулеметов не остается и следа. Хотя оружие неплохое, выжившим следует поискать более современное оружие, которое к моменту апокалипсиса еще не успело устареть.

Интересные факты[]

  • ДП расшифровывается как Дегтярев Пехотный. Пулемет ДП стал одним из первых образцов стрелкового оружия, созданных в СССР.
  • Зачастую в играх (и вообще западной литературе) именуется не ДП-27, а DP-28. Пулемёт Дегтярёва присутствует в значительном количестве кинофильмов и в ряде компьютерных игр.
  • В 1944 году под руководством Дегтярёва на заводе № 2 велись работы по усовершенствованию пулемёта ДП, а именно над повышением надёжности и управляемости пулемёта. Новая модификация получила обозначение ДПМ («Дегтярёв пехотный модернизированный». Была устранена проблема с перегревом возвратно-боевой пружины (она была установлена в специальную трубку в спусковой раме над прикладом), улучшен спусковой механизм и появилась возможность смены ствола на боевой позиции. Перенесение возвратно-боевой пружины в спусковую раму вызвало конструктивные изменения отдельных частей и механизмов пулемёта. Новая пистолетная рукоятка, изменённая форма приклада и более устойчивые неотъёмные сошки новой конструкции обеспечивали большее удобство. В целом, все боевые, тактические и технические характеристики остались прежними.
  • Разработанная совместно с Георгием Семеновичем Шпагиным в 1929 году танковая модификация ДТ-29 (Дегтярёв танковый) устанавливалась на большинство танков и бронемашин. Модификация создавалась с учётом установки пулемёта в тесном боевом отделении танка. Вместо деревянного приклада стал устанавливаться выдвижной металлический. Стандартный магазин с однорядным расположением патронов заменён на магазин с трёхрядным расположением, вмещавший 63 патрона. Пулемёт устанавливался на шаровую установку, разработанную Шпагиным, позволявшую легко наводить пулемёт в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Также пулемёт снабжался парусиновым гильзоуловителем. ДТ имел съёмные сошки, так что он применялся экипажами подбитой бронетехники в качестве ручного пулемёта. Известно несколько случаев вооружения ими и пехотных подразделений. Также ДТ пользовался популярностью в воздушно-десантных подразделениях за более компактные размеры и меньший вес. В целом ДТ-29 выглядит более интересным и эффективным чем ДП-27, но танковый вариант пулемета встречается реже пехотного. До нашего времени сохранилось не так много образцов ДТ.
  • В 1946 году был создан и принят на вооружение ручной пулемёт РП-46 (ротный пулемёт образца 1946 года), представлявший собой модификацию ДПМ под ленточное питание вплоть до 200 и 250 патронов, что, вкупе с утяжелённым стволом, обеспечивало бо́льшую огневую мощь при сохранении приемлемой маневренности. РП-46 использовал нерассыпную металлическую ленту от станковых пулемётов Горюнова. В начале 1960-х был заменён более совершенным пулемётом Калашникова. РП-46 в большом количестве сохранился до нашего времени и применяется по сей день в разных вооруженных конфликтах, находясь на вооружении у некоторых стран и формирований. Выжившим следует обратить внимание именно на РП-46, так как он во многом превосходит устаревшие ДП и ДТ в плане боевой эффективности. Тем более что найти РП-46 будет намного проще.
Пистолет Макарова
Оружие
Тип Оружие
Холодное оружие
Огнестрельное оружие
Метательное оружие
Энергетическое оружие
Тип БластерЛазерШокерРельсотронПлазмомётОгнемётЛедомёт
Самодельное оружие
Advertisement