Апокалипсис вики
Advertisement

Истощение планеты — гипотетическое событие, влекущее за собой катастрофические последствия для всего мира.

Описание[]

Истощение природных или ископаемых ресурсов планеты Земля посредством их безмерной добычи, переработки и эксплуатации в целом. Еще в последней трети XX века среди проблем мирового развития обозначилась проблема исчерпаемости и истощения природных ресурсов, особенно энергетических и минерального сырья. Все природные ресурсы нашей планеты являются исчерпаемыми абсолютно или относительно, если они будут использоваться достаточно длительные сроки или с высо­кой интенсивностью. Даже такие непрерывно поступаю­щие из космического пространства ресурсы, как солнечная и приливно-отливная энергии, могут быть исчерпаны на Земле в будущем при соответствующем развитии технических средств их улавливания, а также и потому, что не на всем пространстве планеты возможно использовать эти виды энергии в производственных целях без нарушения условий существования организмов (растения, животные приливно-отливной зоны). Например, нельзя закрыть зеркалами или полупроводниковыми эле­ментами все зоны с лесной растительностью, так как она вследствие этого погибнет. На современном этапе взаимодействия природы и общества допустимо говорить лишь об условной неисчерпаемости некоторых природных ресурсов, принципиально исчерпаемых или исчерпаемых относительно. Минеральные сырьевые ресурсы большей частью практически невозобновимы (хотя есть исключения, например торф), но потребность в них неуклонно растет. Железной руды должно хватить еще на несколько столетий, большинства металлов — на 100 лет и более, но месторождения многих других (золота, серебра, вольфрама, цинка, сурьмы, свинца, меди, ртути) могут оказаться исчерпанными через 35-70 лет. Основным видом энергоресурсов пока еще остается минеральное топливо: нефть, газ, уголь. Эти источники энергии невозобновимы, и при нынешних темпах роста их добычи они могут быть исчерпаны через 80-140 лет. Правда, доля этих источников должна снижаться за счет развития атомной энергетики, основанной на использовании "тяжелого" ядерного топлива — расщепляющихся изотопов урана и тория. Но и эти ресурсы невозобновимы: по некоторым данным, урана хватит всего лишь на несколько десятилетий. В конечном итоге это может привести к так называемому ресурсному голоду, влекущему за собой частичное или полное истощение планеты Земля с сопутствующими событиями и катастрофическими последствиями.

Ход событий[]

Проблема использования ископаемых заключатся в том, что люди с развитием прогресса и технологий все интенсивнее расходуют их, поэтому некоторые виды благ могут исчерпаться полностью уже в этом столетии. Чем больше возрастают запросы человечества в том или ином ресурсе, тем быстрее расходуются основные ископаемые нашей планеты. Прежде всего это касается невозобновляемых источников. К невозобновляемым ресурсам относятся те богатства природы, которые не восстанавливаются ни искусственно, ни естественно. Это практически все виды минеральных ресурсов и полезных ископаемых, а также земельные ресурсы. Полезные ископаемые сложно классифицировать по принципу исчерпываемости, но практически все горные породы и минералы относятся к невозобновляемым благам. Да, они постоянно образуются глубоко под землей, но для многих их видов требуются тысячелетия и миллионы лет, а за десятки и сотни лет их образовывается совсем малое количество. Например, сейчас известны залежи каменного угля, которые датируются 350 миллионами лет. В общем виде земельные ресурсы состоят из всех почв, которые представлены на нашей планете. Они являются частью литосферы и необходимы для жизнедеятельности человеческого общества. Проблема использования почвенных ресурсов заключается в том, что расходование земли происходит быстро из-за истощения, сельского хозяйства, опустынивания, а восстановление неприметно для человеческого глаза. Каждый год образовывается только 2 миллиметра грунта. Чтобы избежать полного расходования земельных ресурсов, необходимо их рационально использовать и проводить меры для восстановления. Таким образом, невозобновляемые ресурсы являются ценнейшим богатством Земли, но люди не умеют ими правильно распоряжаться. Из-за этого после себя мы оставим потомкам совсем мало природных ресурсов, а некоторые полезные ископаемые вообще на гране полного расходования, особенно нефть и природный газ, а также некоторые ценные металлы.

Немного проще обстоят дела с возобновляемыми ресурсами. Возобновляемые ресурсы планеты – это те блага природы, которые могут восстанавливаться в результате различных процессов. Людям необходимо контролировать свою деятельность, иначе запас этих ресурсов может резко сократиться, а для их восстановления порой требуются сотни лет. К возобновимым ресурсам относятся: животные, растения, некоторые виды минеральных ресурсов, кислород и пресная вода. В целом возобновляемые ресурсы могут скорее восстанавливаться, чем расходоваться. Стоит отметить, что этот термин довольно условный, и употребляется скорее как антоним к «невозобновляемым» ресурсам. Что касается возобновляемых благ, то довольно значительная их часть в дальнейшем будет исчерпана, если не снизить темпы их эксплуатации.

В течение одного или нескольких лет способны восстанавливаться такие блага, как пресная вода и кислород. Так водные ресурсы, которые пригодны для употребления людьми, содержаться в континентальных водоемах. В основном это источники подземных вод и пресноводные озера, но есть некоторые реки, воду которых также можно использовать для питья. Эти ресурсы являются стратегически важными запасами для всего человечества. Их нехватка в некоторых регионах планеты приводит к дефициту питьевой воды, истощению и смерти людей, а загрязненная вода становится причиной многих заболеваний, некоторые из которых также приводят к летальному исходу. Пока что расходование кислорода не представляет проблему глобального масштаба, его вполне хватает в воздухе. Этот компонент атмосферы выделяют растения, которые вырабатывают его в процессе фотосинтеза. Как подсчитали ученые, люди используют только 10% от общего количества кислорода, но чтобы не нуждаться в нем, нужно прекратить вырубку лесов и увеличивать численность зеленых насаждений на земле, что обеспечит достаточное количество кислорода нашим потомкам. Растительный и животный мир способен восстанавливаться, но антропогенный фактор негативно влияет на этот процесс. Благодаря людям каждый час с планеты исчезает около 3 видов флоры и фауны, что приводит к вымиранию редких и исчезающих видов. Из-за людей навсегда утрачены многие представители растительного и животного мира. Люди слишком интенсивно используют деревья и другие растения не только для бытовых, но для сельскохозяйственных и промышленных нужд, а животных убивают не только ради пропитания. Все эти процессы нужно контролировать, так как существует риск уничтожения значительной части растительности и животного мира.

Постепенное израсходование ресурсов приведет к их повышенному спросу и дефициту, цены будут повышаться в разы а общемировая экономика станет нестабильной. Государства, активно экспортирующие богатства своих земель в другие страны возможно будут оставаться какое-то время на плаву. Но полностью истратив ресурсы они окажутся на грани коллапса. В первую очередь касается тех, для кого природные недра составляют основу всей экономики. Экспортеры, отладив независимую от ископаемых на своей территории экономику пострадают меньше, но а в целом от истощения пострадает весь мир. За еще сохранившиеся залежи могут разгореться вооруженные конфликты или даже целая мировая война с применением всех средств (в том числе ядерных).

Возможно к моменту истощения будут разработаны альтернативные источники ресурсов или придуманы их аналоги. Может быть ресурсы будут использоваться более экономно, что оттянет коллапс на многие годы. Существует также гипотеза, касаемо того что человечество наконец сможет развить космонавтику до такой степени, что будет летать на другие планеты, осваивать их и добывать ресурсы уже там. Однако рано или поздно это приведет к очередному истощению уже другой планеты.

Последствия[]

В лучшем случае к этому моменту будут разработаны альтернативные источники ресурсов и аналоги самих ресурсов (в первую очередь невозобновляемых). Тогда человеческая цивилизация сможет продолжить свое относительно спокойное существование. В худшем случатся войны, планета окажется вовсе опустошена, целые государства прекратят свое существование а мировой прогресс может даже откатиться назад. Вероятно люди не смогут реализовать космическую программу и попытать счастья на других планетах, потому что просто закончились ресурсы. Строительство ракет, разработка аппаратуры и любых технологий, ракетное топливо — всё это требует ресурсов, в том числе невозобновляемых. В теории человечество просто застрянет на своей опустошенной планете. Но случится это совсем нескоро и маловероятно что люди доведут себя до настолько отчаянного положения. Будет иронично что скорое приближение неотвратимого пинком ускорит технологический и научный прогресс в разы.

Интересные факты[]

  • Ресурсный голод считается очень популярной темой в массовой культуре, особенно в художественных произведениях. Часто подразумевается что истощение земных ресурсов подтолкнет людей к освоению космического пространства, либо развязыванию войн. В том числе широкомасштабной Третьей Мировой Войне.
  • По видам все ископаемые разделяются на жидкие (нефть), твердые (уголь, мрамор) и газовые (природный газ, метан). По использованию ресурсы разделяют на: горючие (сланцы, торф, газ); рудные (железные руды, титаномагнетиты); нерудные (песок, глина, асбест, гипс, графит, соль); полудрагоценные и драгоценные камни (алмазы, изумруды, яшма, александрит, шпинель, жадеит, аквамарин, топаз, горный хрусталь).
Собчи
События
Реальные Чернобыльская катастрофаКыштымская аварияАвария на ФукусимеКарибский кризис
Вымышленные Вторая чернобыльская катастрофаКаскадный резонансСемичасовая войнаВеликая война
Вероятные Великий ПотопИстощение планетыТретья мировая война
Advertisement