Апокалипсис вики
Advertisement

Катана — традиционное японское холодное оружие, широко известное в массовой культуре как орудие высококлассных, искусных убийц и мастеров.

Описание[]

Представляет собой фактически длинный двуручный самурайский меч с отсутствующим навершием. По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Длина клинка — от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), общая длина с рукоятью — 85-105 см (обычно 90-100 см). При всем этом вес всей катаны составляет всего около одного килограмма. Оружие с длиной клинка меньше 2 сяку считается вакидзаси (японский короткий меч), а больше 2,5 сяку — окатана (большая катана) или тати, но помимо размера тати традиционно имеет больший изгиб вместе с другой отделкой с креплением к доспехам. В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с рукоятью различной длины. Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева магнолии и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой. Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твёрдый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее. Данное затруднение преодолевается путём применения многослойной конструкции. Сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твёрдая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твёрдая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твёрдости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложнённые техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки. Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал). По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железистого песка добывается сталь. Не всякая сталь годится для изготовления меча. Дешёвые копии обычно делают из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны. Кроме того, настоящий меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла. Долгое время катана оставалась традиционным оружием японских воинов, но с течением времени её (как и всё подобное холодное оружие) вытеснило стрелковое вооружение и на сегодня она остается лишь как церемониальное оружие или ценный предмет для коллекционеров.

Применение[]

Катана очень опасна в ближнем бою, в руках профессионала она практически не оставляет никакого шанса противнику. За секунду ею можно запросто порубить на куски почти любого врага. В сочетании с бритвенной остротой и удивительно малой массой для такого оружия, катаной можно совершать быстрые и неописуемые пируэты, опасные как для цели, так и самого владельца меча. Как и в случае с любым другим оружием подобного типа, катана — оружие исключительно опытных, обученных воинов, знающих как ею пользоваться. Такие люди специально проходят долгие и упорные тренировки, не у каждого хватит ни терпения, ни сил, ни времени на всё это. И если вы действительно владеете техниками боя на мечах и умеете ими пользоваться, то с катаной вам вблизи действительно мало что будет угрожать — даже с толпой врагов мастеру с катаной вполне реально совладать. Но вот против другого такого же мастера или чего-нибудь другого, не менее опасного (например какого-нибудь здоровенного и сильного монстра) он может не выстоять. И это если брать в расчет натренированного бойца-мечника. Абсолютное же большинство людей никогда не проходит подобные подготовки и даже не все из них в руках держали настоящий меч, поэтому ни о каком опыте или навыках не может быть и речи. Может быть катана окажется более эффективной в схватках чем какая-нибудь бейсбольная бита, топор или монтировка, но техника владения таким холодным оружие гораздо сложнее и простой выживший будет ощущать себя весьма неуклюже. Кроме того есть риск случайно порезаться или вовсе отрубить какую-нибудь часть собственного тела, чего уж говорить о каких-нибудь союзниках, которым не посчастливилось сражаться с вами бок о бок на одной стороне, так еще и попасться вам под клинок. Кроме того при неаккуратном владении можно ненароком повредить катану — к примеру повредить режущий край в попытке блокировать им удар. А повредив такое оружие будет очень затруднительно его починить в дальнейшем. Кроме того для него нужны специальные ножны, которые тоже нужно найти, ибо без них носиться по пустошам и заброшенным городам с мечом мягко говоря некомфортно, большой вопрос куда вы собираетесь девать такую бандуру, которая хотя и легкая, но при этом достаточно длинная. Обычные ножны не подойдут, так что придется создавать их самостоятельно. Хотя они обычно всегда идут в комплекте с катаной, которую однако еще тоже нужно где-то достать.

Местонахождение[]

Большинство создаваемых в наше время катан — подделка, созданная как сувенир или украшение, потому совершенно не подходят для боя. Настоящие катаны — ценный и очень дорогой антиквариат, найти который можно в основном в музеях, либо в домах потомков самураев, либо у коллекционеров. Такие мечи в наше время уже не делают и найти их будет очень сложно. Если найдете и потеряете то значит потеряете безвозвратно, ибо вряд ли найдете другую такую катану.

Интересные факты[]

  • Пожалуй, нет ни одного другого оружия, обросшего таким большим количеством мифов, как катана. Практически каждому известно, что почти волшебные свойства японского меча связаны с уникальной технологией чередования множества слоев вязкого и твердого металла. О том, что данная «уникальная» технология была известна в Европе еще в 3-м веке до нашей эры, тактично не указывается. Также стоит отметить, что любая качественная сталь начиная с раннего железного века изготавливалась методом рафинирования – совмещения множества слоев металла. Один из доводов сторонников катаны состоит в том, что древние японские мастера совмещали многие тысячи слоев металла, достигая совершенства и необычайных свойств клинка. На практике же количество используемых слоев ограничено: после достижения максимума слоев клинок просто теряет все преимущества, которые дает данная технология. Как бы это странно ни звучало, но изготовленные из современной качественной стали катаны имеют лучшие характеристики, чем средневековые образцы.
  • Распространено мнение что катана самое смертоносное оружие ближнего боя. Но на практике средневековый европейский меч на практике превосходит катану, особенно это касается в надёжности: европейский меч гораздо прочнее чем самурайская катана. Сравнивая катану с европейским аналогом – полуторным мечом, – следует указать немного разные свойства данных видов оружия. Меч являлся основным рубяще-колющим оружием воина, катана – вспомогательным режуще-колющим (основным оружием самурая, как ни странно, был лук). И тут стоит отметить важный момент, который автоматически отсеивает большую часть мифов о катане: образцы стали с примерно равным количеством единиц твердости по шкале Роквелла физически не могут резать друг друга. Сколько бы ни было в катане слоев, и как бы она ни была заточена, она не сможет резать сталь. В свою очередь превосходство европейского меча при непосредственном столкновении с катаной кроется в большей толщине клинка, рубящем типе урона (форме клина) и большей массе – полуторный меч весил примерно на 300 грамм больше катаны. Холодное оружие раннего средневековья (не только на Востоке, но и в Европе и на Западе) вообще отличается крайним мастерством изготовления и прочностью, поэтому мнение о явном превосходстве японских катан над другими мечами – не более чем миф.
  • Еще один миф связан со способностью катаны одинаково успешно резать твердую сталь и органические материалы (рассекать шелковые платки на лету и прочее). Да, катана может гнуться, не ломаясь, и долго держит заточку (как раз благодаря удачному сочетанию стали разной твердости), но не существует ни одного однозначного исторического доказательства возможности катаны резать стальные пластины подобно маслу. Редкие кадры перерубания катаной, например, пулеметного ствола (есть такие где-то в архивах документальной хроники), умалчивают о том, что стало впоследствии с данным клинком – а значит, нельзя говорить о том, что катаны выдерживают подобное испытание. Да и банальные физические пределы прочности материалов говорят о невозможности таких действий. Скорее всего, такую славу катане принесла фантазия авторов, создавшая многочисленные сцены подвигов самураев в кино и компьютерных играх. В реальности катана часто оказывалась бессильной против обычных доспехов.
Пистолет Макарова
Оружие
Тип Оружие
Холодное оружие
Огнестрельное оружие
Метательное оружие
Энергетическое оружие
Тип БластерЛазерШокерРельсотронПлазмомётОгнемётЛедомёт
Самодельное оружие
Advertisement