Апокалипсис вики
Advertisement

Лавина — значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов со скоростью около 20-30 м/с. Сход лавины нередко сопровождается побочным эффектом в виде воздушной предлавинной волны, которая производит наибольшие разрушения.

Описание[]

Лавина, как явление, характерна для горной местности. Снег, выпадая в виде осадков, удерживается на склоне за счёт силы трения. Её величина зависит от влажности снега, крутизны склона. Сход лавины происходит в тот момент, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения. Наиболее благоприятны для лавинообразования склоны крутизной 25-45°, однако известны сходы лавин со склонов крутизной 15-18°. При этом иногда происходит сход лавин с весьма пологих склонов — 10-15°. На склонах круче 50° снег не может накапливаться в больших количествах и скатывается небольшими дозами по мере поступления, однако лавинобезопасным считается склон положе 15° или круче 60°. Считается, что склон 15° с глубиной снега 15 см может быть лавиноопасным при соблюдении ряда условий, например, первоначальной оттепели и сильной весенней солнечной радиации, вследствие которой снег подтаял, затем внезапного сильного мороза, из-за которого образовался ледяной склон, а затем сильного снегопада, припорошившего ледяной горизонт. Сход со склона скопившейся снежной массы обычно провоцируется климатическими причинами: резкой сменой погоды (в том числе перепадами атмосферного давления, влажности воздуха), дождями, обильными снегопадами, а также механическими воздействиями на снежную массу, включая воздействие камнепадов, землетрясений и тому подобным. Иногда, в силу установившегося относительного равновесия между действующей силой трения и силой давления, сход лавины может инициироваться незначительным толчком (например, звуком ружейного выстрела, ветром от лопастей вертолёта или давлением на снег одного человека — горнолыжника, сноубордиста). Лавины бывают разными. Сухие лавины, как правило, возникают вследствие невысокой сцепной силы между недавно выпавшей (или перенесённой) массой снега и нижележащей ледяной коркой. Скорость движения сухих лавин обычно составляет 20-70 м/с (до 125 м/с, что составляет 450 км/ч, некоторые источники ограничивают скорость таких лавин 200 км/ч) при плотности снега от 0,02 до 0,3 г/см³. При таких скоростях сход лавины из сухого снега может сопровождаться образованием снеговоздушной волны, производящей значительные разрушения. Давление ударной волны может достигать величин 800 кг/м². Наиболее вероятные условия для возникновения этого типа лавин — когда стоит низкая температура. Мокрые лавины обычно возникают на фоне неустойчивых погодных условий, непосредственной причиной их схода является появление водяной прослойки между слоями снега разной плотности. Мокрые лавины движутся значительно медленнее сухих, со скоростью 10-20 м/с (до 40 м/с), однако имеют более высокую плотность 0,3-0,4 г/см³, иногда до 0,8 г/см³. Более высокая плотность обуславливает быстрое «схватывание» снежной массы после остановки, что затрудняет проведение спасательных работ. Так называемые «снежные доски» могут образоваться, когда на поверхности снежной массы нарастает ледяная корка. Корка появляется в результате действия солнца, ветра. Под подобной коркой происходит видоизменение снежной массы, превращающейся в крупу, по которой более массивный верхний слой может начать скольжение. Несколько циклов оттаивания-замерзания могут привести к образованию многослойных образований такого рода. Провоцирующими факторами для инициализации лавин такого типа служит снегопад при низкой температуре. Дополнительный пригруз слоя снега добавляется к напряжениям в верхнем слое, возникшим из-за похолодания, что и приводит к отрыву «снежной доски». Скорость таких лавин доходит до величин порядка 200 км/ч. Причиной возникновения снежно-ледовых лавин является скопление значительных масс снега и льда в горах в соответствующих местах. В определённый момент происходит обвал этих масс, которые устремляются вниз со значительной скоростью. Часто такие лавины относятся к типам «лавин от линии» и «прыгающим». Плотность сошедшей лавины может достигать 800 кг/м³. Если по местным условиям количество снежной доли в лавине невелико, получается ледовая лавина, состоящая почти целиком из кусков льда. Подобная лавина может сокрушить всё на своём пути. Снежно-ледовые лавины являются наиболее непредсказуемыми, их сход может случиться в разное время суток и года. В процессе схода не обязательно сохранение типа лавины, он может меняться от одного к другому и комбинироваться. Снежная лавина, как стихийное природное явление, может представлять немалую опасность, вызывая человеческие жертвы (в частности, среди альпинистов, любителей горных лыж и сноубординга) и принося существенный ущерб материальному имуществу. Лавины опасны для людей из-за своей массы (достигающей иногда нескольких сотен тонн), что приводит к смерти от шока в результате перелома костей, а также слабой или отсутствующей вовсе воздухопроницаемости, из-за чего жертва погибает от недостатка кислорода (асфиксии). Помимо того, лавина может снести человека со склона, в результате чего тот может разбиться насмерть при падении с него. Если же снег, осыпавшийся с накрывшей пострадавшего лавины, попадёт пострадавшему в органы дыхания (в рот, в нос или ещё дальше), тот погибнет из-за невозможности дыхания. Дополнительно попавшему под лавину освободиться мешает слабая звукопроводность снега (из-за того, что он мягкий), и в результате спасатели могут не услышать крики человека из-под лавины.

Способ борьбы[]

Горные лавины опасны для людей из-за своей массы, достигающей иногда нескольких сотен тонн. Даже небольшая лавина может убить человека, оказавшегося у нее на пути. Если же пострадавший будет погребен под снежной массой, ему грозит гибель от недостатка кислорода и гипотермии. Кроме того лавина может нанести серьёзные травмы. Попавшие под неё люди оказываются сдавлены утрамбованным снегом и быстро задыхаются. Чтобы выжить в снежной лавине, следует запомнить и соблюдать несколько важных правил. Перед тем, как путешествовать по горам, следует приготовиться к возможным трудностям. Нужно пройти обучение, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, приобрести специальное снаряжение и внимательно следить за погодой и местностью. Лучший способ выжить в лавине — просто избежать её. Перед посещением гор всегда нужно получить данные о погодных условиях в этой местности. Когда вы едете на курорт или базу, надо заглянуть на их сайт и посмотреть там свежие новости насчёт лавинной обстановки. Обычно лавинная опасность оценивается по пятибалльной шкале, её можно найти в местных погодных сводках. Не выходите в горы в снегопад и непогоду. Перед отправкой узнайте места возможного схода лавин на своём маршруте. Удостоверьтесь, что в месте вашей прогулки не проводятся работы по их искусственному сходу. Помните: какая бы ни была погода, не пересекайте лощины со склонами больше 30°: они самые лавиноопасные. Если вокруг нет деревьев и кустарников, то скат становится опасным уже при крутизне, превышающей 20°. Склоны с углом больше 45° становятся такими практически при каждом снегопаде. Перед тем, как переходить после снегопада скаты крутизной больше 20°, надо подождать как минимум 2 или 3 дня. Самые опасные периоды — весна и лето, с 10 часов утра до захода солнца. Нередко жертвой лавины становятся те, кто сам её и вызвал неосторожным движением. Если вы чувствуете, что сход снега начинается прямо под вами, попробуйте прыгнуть вверх по склону выше линии излома, чтобы не оказаться в центре потока. Это нужно сделать в первую секунду, и тогда он пройдёт ниже вас. Но приём работает только с лавиной, зарождающейся у вас под ногами, а не с идущим сверху потоком. Если вы видите, что на вас движется снежный поток, не пытайтесь убежать от него вниз по склону: он догонит вас. Вместо этого немедленно двигайтесь в сторону, перпендикулярно лавине. Так можно уйти с её пути прежде, чем она доберётся до вас. По краям лавина слабее, чем в середине. Убравшись подальше от центральной части потока, вы снизите вероятность упасть, покатиться и получить травмы. Опытные лыжники могут перегнать лавину, уезжая от неё под углом в 45°, но это требует недюжинного мастерства фрирайда. Не рискуйте, двигайтесь перпендикулярно потоку, а не наискосок. Для выживания в лавине тело должно быть максимально лёгким: это увеличивает шансы остаться на поверхности, не погрузившись под снег. Поэтому стоит скинуть всё лишнее оборудование, которое только сможете. Снимите рюкзак. Избавьтесь от лыж и палок. Застегните молнии на одежде, чтобы избежать попадания туда снега. Отбросьте от себя тяжёлые предметы и снаряжение, чтобы они, покатившись вместе с лавиной, не травмировали вас. Активируйте ваш лавинный маяк. Многие туристы банально забывают о нём, и он становится бесполезен. Отключите наушники и плеер, если они до сих пор включены.

Если уйти от лавины не удалось, предпринимайте следующие действия. Ухватитесь за что-нибудь крепкое. Деревья и валуны вряд ли спасут вас при большой лавине, но в снежных потоках поменьше помогут удержаться. Постарайтесь ухватиться за ветку, крепкий камень или укрыться за гребнем скалы либо большим стволом. Это увеличит ваши шансы не уйти под снег и не укатиться вниз по склону. Когда укрытие найти невозможно или не хватает времени, всё, что остаётся попавшему в лавину, — держаться как можно ближе к её поверхности, чтобы погрузиться в снег не очень глубоко. Совершайте плавательные движения, толкая ногами и взмахивая руками. Если можете, «плывите» на спине в гору: таким образом вы окажетесь на поверхности снега. В случае, когда "плавать" слишком сложно, по крайней мере пытайтесь дёргаться по направлению вверх, чтобы не утонуть в снегу. Сделайте глубокий вдох и оставляйте грудную клетку раздутой. Это поможет сохранить пространство для дыхания вокруг корпуса, если вы окажетесь глубоко под лавиной. Иначе утрамбованный снег сильно сдавит лёгкие. Поднимите одну руку кверху. Это, конечно, легче сказать, чем сделать, но попытаться нужно. Удерживайте одну руку над головой, когда лавина накрывает вас. Во-первых, так вы поможете спасателям вас быстрее отыскать. Во-вторых, если рука останется на свободе, вы быстрее определите, в каком направлении выкапываться, чтобы быстрее достичь поверхности. Большинство людей в лавинах погибают от удушья. Они буквально захлёбываются в снегу, когда он набивается им в рот, а иногда попадает прямо в лёгкие. Защитите рот и нос: закройте их рукавицей или шарфом, чтобы туда не попал снег. И держите челюсти сомкнутыми, чтобы случайно не укусить себя за язык.

Сход лавины длится недолго. Обычно до остановки поток может пройти около полутора километров, на что уйдёт примерно минута времени. Когда почувствуете, что движение замедляется, выполняйте следующие действия. Главное — не паникуйте и не кричите. Снег заглушает звуки. Поэтому даже самые отчаянные призывы на помощь не привлекут товарищей по группе или спасателей, а только растратят кислород. Создайте воздушный карман для дыхания. Чтобы избежать удушья, создайте пространство для дыхания, расчистив снег перед лицом и грудью. В таком кармане воздуха хватит примерно на полчаса. Перед тем как лавина уляжется, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы расширить грудную клетку. Так вы не допустите, чтобы снег сковал ваш корпус и сдавил лёгкие. Если при вас прибор AvaLung или его аналоги, самое время его активировать и вставить загубник в рот. Если снежный поток вокруг вас перестаёт двигаться, следует предпринять более активные действия по своему спасению. Большинство людей, накрытые снежной лавиной, оказываются дезориентированы и не могут понять, в какую сторону выкапываться. Вы можете по незнанию зарыться глубже и потратить запас кислорода впустую. Вместо этого, раскопав воздушный карман перед лицом, сплюньте прямо перед собой. Посмотрите, в каком направлении гравитация унесёт вашу слюну, а затем копайте в противоположном. Делать это лучше несколько раз — для надёжности. Если сплюнуть не получается, посмотрите, в какую сторону выходит на выдохе пар. Он должен подниматься наверх — туда и следует копать. Начните сгребать снег перед лицом и грудью и над головой и перемещайте его под ноги, а затем утаптывайте. Так вы сможете выбраться. Экономьте силы и не кричите. Если выкопаться не получается, не тратьте кислород на бесполезные движения. Выбраться самостоятельно удаётся тем, кто покрыт не более чем 15 сантиметрами снега. Тем же, кто оказался глубже, лучше сохранять спокойствие и ждать помощи. Убедитесь, что лавинный маячок включён и работает. Попытайтесь вытащить на поверхность руку, чтобы подать сигнал. Если вы испытываете желание помочиться, сделайте это. Будет, конечно, неприятно, но запах мочи поможет собакам спасателей вас найти. Когда услышите, что вас начали откапывать, начните говорить со спасателями. Сообщите им, где вы находитесь, что с вами происходит, есть ли у вас боли и травмы. Это позволит им быстрее понять, какая помощь вам нужна. Иногда существует опасность повторного схода лавины. Если вы выбрались из-под снега самостоятельно и спасателей поблизости нет, осмотрите своё тело на предмет повреждений и при необходимости окажите себе первую помощь. Затем постарайтесь как можно скорее добраться до ближайшего населённого пункта. Обратитесь к врачу, а также сообщите в местную администрацию, что случился сход лавины и под снегом могут оставаться другие пострадавшие, которым тоже понадобится помощь.

Интересные факты[]

  • Снежные лавины, в той или иной степени, распространены во всех горных районах Российской Федерации и в большинстве горных районов мира. Общая площадь лавиноопасных территорий в России достигает 3 077 800 км2, что составляет до 18 % общей площади страны. В дополнение к ним ещё 829,4 тысяч км2 относятся к разряду потенциально лавиноопасных. Стоит отметить, что на Земле лавиноопасные регионы имеют суммарную площадь 9253 тысяч км2, что соответствует около 7 % суши.
  • В зимний период лавины являются основной природной опасностью гор. Иногда снежные лавины несут катастрофические последствия. Так, в феврале 1999 года лавина массой в 170 тысяч тонн полностью разрушила посёлок Гальтур в Австрии, вызвав гибель 30 человек, а в начале марта 2012 года серия лавин в Афганистане разрушила жилые дома, вызвав гибель не менее 100 человек. Некоторые года бывают особенно богатыми на лавины, когда они сходят во многих местах, например, сезон 1950-51 годов, получивший название Зима ужаса.
  • Для предотвращения несчастных случаев и гибели находящимся в условиях повышенной лавинной опасности (в частности, поклонникам горнолыжного спорта и особенно фрирайда и бэк-кантри) следует соблюдать меры лавинной безопасности. Работники противолавинных служб рекомендуют при выходе в горы учитывать прогноз по пятибалльной шкале, кататься группой и не выходить в опасные районы без знания основ лавинной безопасности. Крайне желательно наличие лавинного приёмо-передатчика (бипера), позволяющего найти попавшего в лавину. Лавинные рюкзаки с системами надувных подушек способствуют «всплыванию» в снежной толще человека, попавшего в лавину, а также его дальнейшим поискам. При движении по лавиноопасному склону в составе туристической группы каждому участнику следует повязать на талию лавинную ленту.
Чер2
Угрозы
Тип Проявления
Организмы ОрдаКлещБиомассаГриб-паразитЧервь-паразит
Advertisement