Апокалипсис вики
Advertisement
Лифт

Лифт — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов на специальных платформах, передвигающихся по жёстким направляющим.

Описание[]

Лифты являются средством перевозки тех или иных грузов, преимущественно в пределах зданий и разного рода строений. Модели лифтов разнообразны как по своему устройству, так и предназначению. Существуют даже домашние лифты, используемые в жилых частных домах. Такие лифты устанавливаются в квартирах и жилых домах с питанием от обычной сети 220В переменного тока, способны при минимальной мощности (от 700 Вт) поднимать и опускать до 300 кг, требуется малый вес лифта для уменьшения влияния на строительные конструкции. Существуют лифты и для судов. Они были построены (и некоторые действуют до сих пор) в Канаде, Германии, Франции и России.

Всего по назначению лифты подразделяются на:

  1. Пассажирские лифты. Для перевозки людей. Также допускается перевозка грузов, если общая масса пассажиров с грузом не превысит грузоподъёмности лифта.
  2. Грузовые лифты. Для перевозки грузов с сопровождающим персоналом (как правило, проводником) и только грузов, перевозка людей запрещена регламентом.
  3. Больничные лифты. Лифты для лечебно-профилактических учреждений. Используются для транспортировки больных, в том числе на больничных транспортных средствах (каталках, инвалидных колясках), с сопровождающим персоналом (как правило, проводником). Отличаются плавностью хода и точностью остановки.
  4. Грузо-пассажирские. Для транспортировки людей и грузов. Имеет увеличенную площадь пола и размер дверей.
  5. Грузовые платформы. Для транспортировки грузов, материалов и оборудования. В свою очередь они разделяются на:
    • Грузовые с проводником. Для транспортировки грузов и сопровождающих их лиц.
    • Грузовые без проводника. Для транспортировки только грузов. Оборудуются наружным управлением, перемещение людей в этих лифтах не допускается.
    • Грузовые малые. Используются, как правило, в ресторанах и кафе (для подъёма продуктов питания), библиотеках, складах и так далее. Грузоподъёмность, как правило, от 5 до 300 кг. Подъём людей на них категорически запрещён.
  6. Промышленные. Для установки в зданиях с запылённой, содержащей агрессивные газы, взрыво- и пожароопасной окружающей средой и для опасных производств.

В свою очередь по конструкции классифицируются как:

  1. Выжимные. В таком лифте канаты обхватывают кабину снизу.
  2. Тротуарные. Кабина выезжает из пола. Тротуарный лифт может быть выжимным.
  3. Грузовые с монорельсом, встроенным в кабину.
  4. Грузовые (малые магазинные).
  5. Лифты, доступные для инвалидов. Предназначены для перемещения людей с ограниченными физическими способностями в коттеджах, административных и общественных зданиях.
  6. Пневмолифты. Работают за счёт воздуха, который откачивается внутри цилиндра в секции выше кабины. После достижения определённого разрежения воздуха кабина начинает подниматься.
  7. Гидравлические.
  8. Коттеджные. От обычных серийных пассажирских лифтов отличаются следующим: низкое энергопотребление, возможность работать в автономном режиме при перебоях с электропитанием в доме, малый вес, минимальные габариты шахты.
  9. Строительные подъёмники. Предназначены для подъёма и подачи различных грузов внутрь проёмов зданий или на крышу.
  10. Ножницевидные подъёмники. Фиксированное подъёмное устройство, предназначенное для вертикального перемещения предметов с одного уровня на другой.
  11. Системы парковки автомобилей.
  12. Панорамные. Не имеют собственных лифтовых шахт. Из кабины панорамного лифта пассажирам открывается обозрение внешнего пространства. Прозрачность стен лифта избавляет некоторых людей от чувства дискомфорта при нахождении в ограниченном пространстве. Другим же, которые боятся высоты, наоборот, прибавляет.

При должном обслуживании и проведении своевременных ремонтных работ лифт является самым безопасным видом транспорта. Благодаря строгому техническому контролю и практически безотказной системе безопасности (специальные «ловители» вывешивают кабину на направляющих при превышении скорости), возможность несчастного случая практически исключена. Указанный технический регламент устанавливает минимальные требования к обеспечению безопасности лифтов, которые раскрываются в принимаемых на его основе международных стандартах. Средний проектный срок службы лифта составляет 25 лет. По достижении этого возраста ходовой части и системам безопасности требуется пройти диагностику со стороны отдела технического контроля. По результатам диагностики высчитывается срок дальнейшей эксплуатации (обычно 3 года, в зависимости от износа основных узлов). Один раз в 24 месяца проводится техническое освидетельствование лифта. В соответствии с «Положением о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов» проводятся капитальные ремонты, а также ежемесячные осмотры. Эксплуатация устаревшей ходовой части противоречит нормам эксплуатации и правилам техники безопасности. Использование лифта в данном случае является небезопасным для пассажиров. Однако многие квартирные товарищества и коммунально-жилищные управления игнорируют данные правила техники безопасности, подвергая большому риску жизни жильцов многоэтажных домов. Одним из важнейших средств обеспечения безопасной эксплуатации лифтов является их диспетчерский контроль и используемые для этого диспетчерские системы. Они обеспечивают дистанционный контроль исправности и доступа к лифтовому оборудованию, а также переговорную громкоговорящую связь диспетчера с кабиной и машинным помещением лифта. Применение таких систем позволяет также сократить затраты на обслуживающий персонал — лифтёров. Оценка соответствия лифта в период эксплуатации проводится в форме ежегодного (периодического) технического освидетельствования, с периодичностью не реже одного раза в 12 месяцев. Периодическое освидетельствование — это одна из форм оценки соответствия лифта требованиям безопасности, которая проводится ежегодно на каждом лифте в период его эксплуатации, который устанавливает завод при изготовлении лифта.

Повреждения лифта[]

Как и любое другое устройство лифт повреждается. Это может быть просто износ в ходе длительного использования в условиях отсутствия надлежащего обслуживания, какие-либо механические повреждения извне или повреждения отдельных деталей. По следующим признакам можно понять что лифт или его ходовая часть существенно изношены:

  1. Звук трения металлических поверхностей.
  2. Скрип/тряска во время хода.
  3. Резкая остановка/старт лифта.
  4. Кабина лифта перемещается с отклонениями от вертикального направления.
  5. Кабина перемещается неравномерно.
  6. вибрации в процессе спуска/подъёма кабины лифта.
  7. неточность остановки (допустимое отклонение точной остановки кабины лифта 35 мм).

В случае застревания кабины обычно нажимают кнопку «вызов» для вызова диспетчера. Самостоятельный выход из кабины, застрявшей между этажами, крайне опасен для жизни — можно упасть в шахту лифта и разбиться. Также проникновение в шахту лифта опасно для жизни. Если кабина лифта застревает на каком-то конкретном этаже, то в этом случае просто вскрывается дверь лифта. Однако вскрытие лифтовых дверей может быть затруднительным даже при помощи подручных средств (например лома), чего уж говорить про голые руки. Впрочем это зависит от качества этих дверей, некоторые лифты могут вскрываться проще чем другие. Наверняка всех пользователей лифтов интересует вопрос: могут ли тросы оборваться, а кабина – упасть в шахту? Ответ на этот вопрос однозначен: при правильной эксплуатации и своевременном проведении технического обслуживания ситуация с падением лифта невозможна. Такие происшествия чрезвычайно редки или даже единичны, но при этом очень серьёзны. Вплоть до того, что падение лифта с пассажирами внутри с достаточной высоты может привести к сильному разрушению лифта, а также к травмам и даже смерти самих пассажиров. Выбраться из такой западни как правило поможет лишь вмешательство извне, а именно спасатели со всем необходимым оборудованием.

При пожаре[]

Важнейшей проблемой для современных многонаселённых зданий является обеспечение пожарной безопасности лифтов, а также установка в зданиях лифтов для пожарных. При возникновении пожара в здании существует опасность использования лифтов пассажирами, поскольку они не осведомлены об имеющихся в этом случае рисках, и лифты не выведены из эксплуатации. За исключением некоторых специальных случаев, лифты не предназначены для использования во время пожара. В зданиях, сооружениях и строениях высотой 28 и более метров шахты лифтов, не имеющие у выхода из них тамбур шлюзов с избыточным давлением воздуха, должны быть оборудованы системой создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре. Режим работы лифта «Пожарная опасность» — установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая принудительное движение кабины лифта на этаж входа пожарных в здание. Из режима «Нормальная работа» в режим «Пожарная опасность» лифт переводится автоматически после подачи сигнала «Пожар» из системы пожарной сигнализации или пожаротушения. При этом сигнал «Пожар» подаётся размыканием контактов, либо путём передачи информации в виде последовательных сигналов в соответствии со стандартизированными протоколами. Предположим, что кабина с пассажирами в режиме «Нормальная работа» поднимается на большой скорости, и в этот момент поступил сигнал «пожарная опасность». Это вызывает замедление кабины и подход её в зону точной остановки. При остановке кабины после движения вверх её двери не открываются. После остановки кабины она спускается на первый этаж. Из режима «пожарная опасность» в режим «нормальная работа» лифт переводится из машинного помещения. При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. При этом также отключается кнопка «Стоп» в кабине. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж. Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), выполняется следующее:

  • при движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж;
  • при движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стоит на этаже с открытыми дверьми, и в ней находятся пассажиры, двери автоматически закрываются, и кабина также отправляется на основной посадочный этаж.

Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается. Если включение режима «Пожарная опасность» произошло во время выполнения режима «ревизия» или в момент технического обслуживания, то должен подаваться звуковой сигнал, после чего, если это возможно, лифт должен быть переведён в нормальный режим работы, что позволит включить режим «Пожарная опасность». Для информации о том, что лифт, прибывший на посадочный этаж, не может быть использован для перевозки пассажиров, на посадочном этаже должен быть размещён индикатор «Вход запрещён». Индикатор включается при прибытии лифта на посадочный этаж. При установке в здании (сооружении) двух и более лифтов, имеющих общее машинное помещение (включая лифты, имеющие систему группового управления), сигнал на включение режима «пожарная опасность» подаётся для каждого лифта отдельно. Режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» — установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая его работу под непосредственным контролем и управлением пожарных. При этом режим работы лифта «Перевозка пожарных подразделений» является следующей фазой после режима «Пожарная опасность». Лифт для транспортирования пожарных подразделений может быть использован для спасения инвалидов во время пожара. Мировой и отечественный опыт, полученный при пожарах в высотных зданиях, показал, что для борьбы с пожаром необходимо использование специально предназначенных для этой цели лифтов. Лифты для пожарных должны обеспечить быструю доставку пожарных подразделений на этажи для борьбы с пожаром, сохранив силы пожарным для борьбы с огнём. Эти лифты должны иметь дополнительную защиту от факторов пожара (в исполнении конструкции и строительной части лифтов) и обязательно оснащаться специальной системой управления, связанной с размещёнными на этажах тепловыми и дымовыми извещателями. Лифт для пожарных, в отличие от обычных лифтов, должен иметь конструкцию, позволяющую использовать его при пожаре как можно дольше. Перевозка на лифте для пожарных в обычное время грузов должна быть запрещена, так как в случае пожара это может привести к недопустимой задержке или невозможности использования лифта для борьбы с пожаром. Надёжность обеспечения энергоснабжения является важнейшим условием работы лифта для пожарных.

При апокалипсисе[]

Лифты могут активно использоваться для быстрой эвакуации как людей, так и их вещей. Однако они же могут стать западней, застревая в непроизвольный момент или же просто лишиться энергоснабжения и тем самым оказываться обесточенными. При землетрясениях, повреждениях зданий и других разрушениях лифты также могут оказаться поврежденными с весьма высокой долей вероятности, а значит стать опасными и непригодными для использования. Более того внутри лифтов могут оказаться зараженные, зомби, мутанты и другие враждебные существа, которые тем или иным образом оказались внутри и были заперты. А при применении условного лифта самому есть риск оказаться на каком-нибудь злополучном этаже где вас уже поджидает свора опасных тварей. В таком случае их использование допустимо только в крайних случаях, безопаснее и уверенней вы будете себя чувствовать перемещаясь традиционно пешочком. Да, возможно вы будете уставать и на перемещение уйдет больше времени, но зато вы можете не опасаться того, что лифт внезапно заклинит и вы окажетесь взаперти без помощи извне, либо же он не отключится или не обрушится в шахту, ну или вас не "встретят" на следующем этаже. Спустя некоторое время после апокалипсиса энергоснабжение как правило прекращается и лифт становится обесточенным, то есть недоступным. Со временем он обвешает и окажется поврежденным механически. Даже если вы каким-то образом наладили снабжение электроэнергией всё равно откажитесь от использования лифта. Вы ведь должны еще регулярно обслуживать его, следить чтобы он всегда находился в работоспособном состоянии и периодически менять изношенные детали на новые. В условиях постапокалипсиса это всё очень затратно как в плане ресурсов, так и по времени и сил. При этом любое взаимодействие с лифтом очень опасно, так что даже не приближайтесь к нему. Самым разумным решением будет обрушить лифт в шахту, вынести все полезные запчасти и металлолом, которые можно будет пустить в какое-то полезное дело, а саму шахту замуровать или хотя бы забаррикадировать исходя из банальной техники безопасности. К слову, если есть возможность, то можете попробовать обыскивать уже упавшие лифты. Если повезет вы сможете поживиться какими-нибудь ресурсами из уцелевших грузов или не совсем уцелевших пассажиров. Однако без инструментов (хотя бы монтировки) вскрывать лифты затруднительно.

Интересные факты[]

  • Теоретически в упавшем в шахту лифте можно устроить скромное убежище, но это больше подходит для больших жилых домов, где и подъезды с замками могли бы уцелеть, и где куча жилых квартир в которые у вас никак не получается попасть. Сам лифт уже обрушен и более не сможет представлять угрозы, а его нахождение относительно в стороне позволят его замаскировать и забаррикадировать. Кроме того в самой шахте часто присутствуют лестницы, позволяющие перемещаться между этажами вплоть до самой верхушки шахты. Жить в шахте (по крайней мере временно) может оказаться не совсем удобно, но зато вполне приемлемо, особенно если нужно поскорее обустроить себе хоть какое то прибежище. Однако для грамотного обустройства такого места потребуются инструменты. При том обустраиваясь следует заранее позаботиться обо всех мерах предосторожности, в частности чтобы при перемещениях по шахте случайно не свалиться вниз. Ровно таким же образом можно обустраивать хорошие тайники.
  • Существует фильм, повествующей об выживании в лифте во время бушующего зомби-апокалипсиса. Называется он «Один день конца света», а выпущен фильм в прокат был в 2017 году.
Чер
Элементы
Advertisement