Апокалипсис вики
Advertisement

Лучевая болезнь (ЛБ) — патологическое состояние, развивающееся в результате воздействия ионизирующих излучений на организм. ЛБ может быть хронической или острой. Хроническая ЛБ развивается при медленном накоплении высокой дозы, острая ЛБ (ОЛБ) — при облучении за короткий период времени (в районе нескольких часов и менее). Тяжёлая основная форма может протекать с фазой ложного клинического благополучия (она же фаза ходячего трупа), после чего наступает медленная и мучительная смерть (самая мучительная из всех возможных) вследствие нарушения кроветворения (старые клетки крови становятся неспособными выполнять свои функции, в частности эритроциты начинают переносить недостаточное количество кислорода, очень сильно снижается и иммунитет). Помимо этого, на фоне лучевой болезни могут развиваться различные оппортунистические инфекции из-за уменьшения количества белых кровяных клеток в крови и следовательно развития иммунодефицита, зачастую весьма тяжелого. Помимо этого, существуют и другие формы лучевой болезни: церебральная (смерть в 100% случаев), костномозговая (основная форма), переходная, кишечная форма (наиболее часто сопровождается инфекционными ососудистая и сосудистая (она же токсемическая, летальность также 100%).

Описание[]

Лучевая болезнь возникает в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений на живой организм и характеризуется симптоматикой, зависящей от типа поражающего излучения, количества поглощенной организмом дозы излучения, а также его распределения по всему пораженному организму и конкретных пораженных органов. Как правило таковыми являются гамма-излучение, бета-излучение, излучаемые радиоактивными ядрами, электронные лучи ускорителей, нейтронное излучение ядерных реакторов, газоразрядных нейтронных генераторов, также рентгеновское излучение и альфа-излучение при попадании радионуклидов внутрь. Лучевая болезнь проявляется в виде кожных инфекций, нарушения жизнедеятельности организма и кожной поверхности, а также аномальные отклонения в теле пораженного, выпадения волос, зубов и ногтей, изменение состава крови. В дальнейшем начинают проявляться и другие заболевания, в частности внутренние кровотечения (особенно часто — в кишечнике, сопровождаются кровавым стулом), нарушение кроветворения. В результате  без должного лечения наступает неизбежная и мучительная смерть, скорость которой зависит от количества поглощенной дозы: большое количество гарантирует почти мгновенную смерть, в то время как более малые могут повлечь за собой до нескольких лет смертельного (если не будет оказана медицинская помощь) заболевания. В наше время как правило все потенциально опасные источники локализованы и находятся под постоянным наблюдением, на ядерно-опасных объектах работает дозиметрический контроль, кроме того разработаны специальные защитные костюмы, а манипуляции с высокорадиоактивными материалами проводятся в химически инертной атмосфере аргона с помощью манипуляторов в герметичных боксах горячих зон. Однако всё меняется к наступлению апокалипсиса и впоследствии во время постапокалипсиса, когда начинает ощущаться дефицит необходимых лекарств и снаряжения, а источники вышли из-под контроля или вовсе никем не обслуживаются. Положение усугубляется при неконтролируемом появлении различных источников, нарушении системы планеты или проявлении последствий ядерной войны, в таком случае эта болезнь становится действительно страшной и смертельно опасной, особенно при отсутствии средств защиты и излечения.

Способ борьбы[]

Чтобы защититься от опасного уровня излучения следует носить защитную экипировку (ОЗК) и противорадиационный жилет типа ДСП, принять предварительно радиопротекторы (цистамин), а лучше просто обходить очаги ионизирующего излучения используя специальное оборудование (например дозиметры), также обязательно нужно иметь индивидуальный прямопоказывающий дозиметр, такой как ДКП-50А или ИД-1. Проблема в том, что излучения не видны невооруженным глазом, поэтому без аппаратуры очень легко попасть в очаг, о чем можно понять лишь тогда когда вы уже достаточно облучитесь и проявятся первые симптомы острой лучевой болезни. Сигналом к этому служат резкое ухудшение самочувствия, зрения, появление приступов тошноты, головокружения и болей в разных частях тела, появление ожогов на теле. В таком случае необходимо немедленно покинуть опасную зону и принять цистамин или любые другие средства от лучевого заражения (но не йодид калия, поскольку он лишь предотвращает попадание йода-131 в щитовидную железу, но не является радиопротектором в полном смысле этого слова). Кроме того мочеиспускание и испражнение, способствуют частичном выводу радиоактивных веществ из организма. При заражении следует избавляться от носимых предметов, вымыться с марганцовкой, в случае, если радиоактивность отдельных участков кожи не сошла на нет — срезать радиоактивные участки острым стерильным лезвием до крови, после чего обработать срезанные места йодом. При появлении ожогов и опухолей следует незамедлительно мазать медицинскими мазями, антисептиками или йодом, а затем плотно забинтовать. Без ОЗК и дозиметра будьте крайне осторожны и прикройте как можно плотнее все открытые участки тела. В некоторых случаях можно издали засечь загрязнённую зону по таким признакам как мертвые животные на зоне, также подобные зоны могли заранее отметить другие люди. При появлении различных инфекционных осложнений лучевой болезни необходимо принимать антибиотики широкого спектра действия, например сульфадиметоксин или другие подобные из класса сульфаниламидов.

Интересные факты[]

  • Распространен миф что спиртное или алкоголь способствуют избавлению от поглощенных доз, хотя это вовсе не так. Однако превентивное употребление оного действительно частично подавляет некоторые радиобиологические эффекты.
  • Излучения могут приводить в негодность снаряжение, продукты питания, медикаменты и электронные приборы (при дозах в тысячах рад), поэтому будьте внимательны.
  • Лучевая болезнь не может стать причиной гулификации — гулификации как таковой быть не может, ибо она полностью вымышленна.
  • Также лучевая болезнь может повлечь за собой разного рода мутации, плоды (мутантов) которых мы могли видеть в разнообразных художественных произведениях, хотя в реальности всё конечно же не так, но действительно отмечались случаи возникновения дополнительных конечностей, к примеру. Также излучения могут повлиять на плод даже в том случае если из организма вывелись все радионуклиды.
  • Чаще всего мутации, вызванные воздействием ионизирующей радиации — приводят к развитию злокачественных новообразований, ведь вызываемые облучением мутации носят случайный характер
  • Радиационное облучение может вызывать все виды злокачественных новообразований, кроме рака шейки матки, рака предстательной железы, лимфомы Ходжкина (лимфогранулематоза) и лимфолейкоза.
  • Радий-226 и стронций-90 склонны вызывать остеогенную саркому — злокачественную опухоль костной ткани, склонную к ранним метастазам и быстро прогрессирующую, при этом плохо поддающуюся лучевой терапии.
  • Очень мощный поток электронов, например от ускорителя, может и вовсе быстро испепелять органические вещества
  • Значительная часть радиобиологических эффектов обусловлена радиолизом внутриклеточной воды
Чер2
Угрозы
Тип Проявления
Организмы ОрдаКлещБиомассаГриб-паразитЧервь-паразит
Advertisement