Апокалипсис вики
Advertisement

Невесомость — состояние, в котором отсутствует сила взаимодействия тела с опорой или подвесом (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением.

Описание[]

Условие, при котором наблюдается нулевая гравитация или полное отсутствие гравитационного притяжения, называется невесомостью. Состояние невесомости имеет место, когда действующие на тело внешние силы являются только массовыми (силы тяготения), поле этих массовых сил локально однородно, то есть силы поля сообщают всем частицам тела в каждом его положении одинаковые по модулю и направлению ускорения (что при движении в поле тяготения Земли практически имеет место, если размеры тела малы по сравнению с радиусом Земли), кроме того начальные скорости всех частиц тела по модулю и направлению одинаковы (тело движется поступательно), отсутствует вращательное движение вокруг собственного центра масс. Например, космический аппарат и все находящиеся в нём тела, получив соответствующую начальную скорость, движутся под действием сил тяготения вдоль своих орбит практически с одинаковыми ускорениями (феномен присутствия ускорения после отключения тяги двигателя для тела, находящегося на орбите), как свободные; ни сами тела, ни их частицы взаимных давлений друг на друга не оказывают, то есть находятся в состоянии невесомости. При этом по отношению к кабине аппарата находящееся в нём тело может в любом месте оставаться в покое (свободно «висеть» в пространстве). Хотя силы тяготения при невесомости действуют на все частицы тела, но нет внешних поверхностных сил, которые могли бы вызывать взаимные давления частиц друг на друга. Таким образом, любое тело, размеры которого меньше земного радиуса, совершающее свободное поступательное движение в поле тяготения Земли, будет, при отсутствии других внешних сил, находиться в состоянии невесомости. Аналогичным будет результат для движения в поле тяготения любых других небесных тел.

В реальности для всех тел конечных размеров существует разность гравитационных ускорений, вызванная разницей в расстоянии разных точек тела от Земли. Эта небольшая разность стремится вытянуть тело в радиальном направлении. Нулевая гравитация как таковая обычно проявляется в условиях космоса, когда с ней имеют дело работающие в космосе люди. В условиях невесомости на борту космического аппарата многие физические процессы (конвекция, горение и так далее) протекают иначе, чем на Земле. Отсутствие силы тяжести, в частности, требует специальной конструкции таких систем как душ, туалет, системы разогрева пищи, вентиляции и многое другое. Во избежание образования застойных зон, где может скапливаться углекислый газ, и для обеспечения равномерного смешивания теплого и холодного воздуха, на МКС, например, установлено большое количество вентиляторов. Прием пищи и питьё, личная гигиена, работа с оборудованием и в целом обычные бытовые действия также имеют свои особенности и требуют от космонавта выработки привычки и нужных навыков.

Однако состояние невесомости может произойти и на Земле, например в случае пространственных искажений и разного рода аномальных проявлений. Хотя нулевая гравитация как таковая не представляет особой угрозы, для неподготовленного человека она может оказаться очень неприятным сюрпризом, делающим попавшего в эту область уязвимым к различным факторам извне.

Способ борьбы[]

Маловероятно что с нулевой гравитацией вы столкнетесь находясь на Земле, но вот в космосе, на космических станциях или в колониях других планет невесомость будет по сути обычным делом. При переходе из условий наличия веса тела у поверхности Земли к условиям невесомости (в первую очередь — при выходе космического корабля на орбиту), у большинства космонавтов наблюдается реакция организма, называемая синдромом космической адаптации. При длительном (более недели) пребывании человека в космосе отсутствие веса тела начинает вызывать в организме определённые вредные изменения. Первое и самое очевидное последствие невесомости — стремительное атрофирование мышц: мускулатура фактически выключается из деятельности человека, в результате падают все физические характеристики организма. Кроме того, следствием резкого уменьшения активности мышечных тканей является сокращение потребления организмом кислорода, и из-за возникающего избытка гемоглобина может понизиться деятельность костного мозга, синтезирующего его (гемоглобин). Также есть основания полагать, что ограничение подвижности нарушит фосфорный обмен в костях, что приведёт к снижению их прочности.

Таким образом невесомость пусть и не представляет особой угрозы, длительное нахождение в её условиях обернется пагубными последствиями для здоровья. Если не за что зацепиться то можно улететь куда нибудь и застрять на очень долгое время. Если у вас нет особых ботинок, магнитом прижимающих вас к поверхности, то перемещаться придется цепляясь за всякие места или вовсе "плавая" в пространстве. Помимо этого есть риск запутаться в окружающем пространстве. Вести боевые действия в таких условиях будет непросто, особенно против тех, кто не испытывает проблем с отсутствием гравитации и свободно парит в пространстве. Если гравитация была, но в результате какой-то аварии она исчезла, то следует исправить поломку и вернуть нормальное притяжение. Либо же покинуть область нулевого притяжения. Или просто привыкнуть, особенно если вы отправившийся в космос космонавт, ибо современные космические аппараты пока не способны поддерживать внутри себя какую-либо гравитацию.

Интересные факты[]

  • Иногда в качестве синонима названия этого явления используется термин микрогравитация, что неверно (создаётся впечатление, что гравитация отсутствует или пренебрежительно мала).
  • Влияние невесомости неизбежно учитывается в конструкции жидкостного ракетного двигателя, предназначенного для запуска в невесомости. Жидкие компоненты топлива в баках ведут себя точно так же, как и любая жидкость (образуют жидкие сферы). По этой причине подача жидких компонентов из баков в топливные магистрали может стать невозможной. Для компенсации такого эффекта применяется специальная конструкция баков (с разделителями газовой и жидкой сред), а также — процедура осадки топлива перед запуском двигателя. Такая процедура состоит во включении вспомогательных двигателей корабля на разгон; создаваемое ими небольшое ускорение осаживает жидкое топливо на днище бака, откуда система подачи направляет топливо в магистрали.
  • В реальной жизни на Земле специально для тренировки будущих космонавтов и пилотов сконструировали помещения, в которых создаются условия нулевой гравитации. Кроме того в экспериментальных целях создают кратковременное состояние невесомости (до 40 с) при полётах самолёта по баллистической траектории, то есть такой траектории, по которой летел бы самолёт под воздействием одной лишь силы земного притяжения.
Чер2
Угрозы
Тип Проявления
Организмы ОрдаКлещБиомассаГриб-паразитЧервь-паразит
Advertisement