Апокалипсис вики
Advertisement

Парашют — устройство в форме зонта из ткани или другого мягкого материала, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Обычно парашют является многоразовым.

Описание[]

Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов или с фиксированных объектов с целью безопасного спуска и приземления людей либо грузов, а также для торможения летательных аппаратов при посадке. Проще говоря служат для замедления движения предмета в воздухе. В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта (основной и запасной), подвесная система с ранцем и страхующий прибор. Обычно под парашютом понимают персональную парашютную систему. В зависимости от целей различают десантные парашютные системы, спортивные и спасательные. Круглые парашюты уменьшают скорость падения исключительно за счёт сопротивления воздуха. Они имеют форму полусферы, по нижней кромке прикреплены стропы (капроновые шнуры с противогнилостной и противообжиговой пропиткой), на которых висит парашютист и/или груз. Для стабилизации снижения в вершине купола обычно имеется полюсное отверстие либо полотнище с повышенным пропусканием воздуха (сетка), через которое уходит воздух. Этим предотвращают раскачивание парашюта. Скорость горизонтальная до 5 м/с (в зависимости от модификации парашюта) + скорость ветра, если купол направлен по направлению ветра, вертикальная скорость снижения до 5 м/с у основных куполов и до 8 м/с у запасных. Наиболее распространённые круглые парашюты, Д-1-5у (изготавливается из парашютного перкаля) и Д-6 (материал — капрон) предназначены для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста. Современные десантные парашюты имеют сложную форму (с целью предупреждения схождения в воздухе и улучшения управляемости). Так, армия США начала замену парашюта T-10 квадратным парашютом T-11, а российские войска получают новый парашют Д-10, имеющий форму «патиссона». Современная спортивная парашютная система предназначена для прыжков с летательных аппаратов. И основной, и запасной парашют, как правило — крыло. Спортивная парашютная система зачастую представляет собой компромисс между надёжностью, комфортом в эксплуатации, размерами и лётными характеристиками индивидуально подобранных куполов (основной и запасной). Система индивидуальна и поэтому при подборе и комплектации парашютной системы руководствуются следующим: вид парашютного спорта которым занимается парашютист, вес парашютиста, уровень подготовки, выражаемый чаще всего количеством прыжков, предпочитаемый производитель. Практически во всех парашютных системах предусмотрена возможность установки страхующих приборов, которые бывают автоматическими и полуавтоматическими. Прибор раскрывает парашют либо на установленной высоте, либо по истечении определённого времени. Полуавтоматические приборы работают механически, могут быть установлены как на основной, так и на запасной куполы. Автоматические — с помощью пиропатрона перерезающего петлю, удерживающую клапаны ранца запасного парашюта. Современные узкопрофильные купола имеют замечательные полётные характеристики; горизонтальная скорость, которую парашютист может достигнуть, выполняя манёвр, достигает 150 и более км/час. Гонка за уменьшением размера вызвала появление парашютов площадью всего 4 м², приземление на которых стало действительно экстремальным. Прыжков с таким куполом было выполнено всего 4, после чего производитель прекратил уменьшать площадь крыла, а испытатель прекратил с этим куполом прыгать, сказав, что это слишком экстремально. Спасательные парашюты предназначены для аварийного покидания самолётов и вертолётов. По конструкции, как правило, относятся к круглым парашютам, так как они наиболее надёжны, менее требовательны к позе открытия и не обязательно требуют управления на приземлении. Многие запасные парашюты у парапланов, дельтапланов имеют форму круглого парашюта со втянутой вершиной. Так же спасательные парашюты для СЛА, ввиду максимизации облегчения и минимизации конструктива носят одноразовый характер применения, это позволяет уменьшить площадь запасного парашюта. Как итог можно сказать что несмотря на свой узкий спектр применения, парашюты разнообразны и многозадачны, есть модели как для спортсменов и военных-десантников, как и для терпящих бедствие людей. Именно благодаря парашюту люди смогут выжить в определенных ситуациях.

Применение[]

Полет нормальный[]

С момента своего создания принцип работы парашюта остается прежним, совершенствуются лишь детали. Парашютист опоясывает себя подвеской (круговой системой ремней) и подгоняет ее под свой рост-размер с помощью фиксирующихся пряжек. К подвеске в двух местах крепятся лямки, соединенные стропами с куполом из синтетического шелка высокой прочности. Сам купол укладывается в брезентовый ранец так, чтобы легко и быстро развернуться в потоке воздуха. Ранец оснащен четырьмя клапанами, которые раскрываются как конверт. Клапаны фиксируются замыкающими шпильками, соединенными с натяжными резинками. Отделившись от летательного аппарата, парашютист дергает за кольцо (или — в современных парашютах — маленькую такую грушу), соединенное тросиком со шпильками. Шпильки вынимаются из конусов, освобождая натянутые резинки, которые быстро открывают клапаны, и купол, попадая прямо в восходящий поток воздуха, раскрывается над парашютистом. На купол действует сила сопротивления воздуха, которая равна силе тяжести, действующей на парашютиста. Благодаря этому система из парашюта и парашютиста снижается с постоянной скоростью. Скорость снижения современных купольных парашютов — 5,5 м/c. Раскрытие парашюта в основном бывает принудительным и ручным. Еще бывает раскрытие стабилизирующим куполом и страхующим прибором. Принудительное раскрытие происходит вытяжным фалом, присоединенным одним концом к тросу, натянутому в самолете, а другим концом — к деталям парашютной системы. После раскрытия вытяжной фал остается в самолете, а парашютист летит по своим делам, то есть вниз. Ручное раскрытие инициируется самим парашютистом. До недавнего времени на парашютных системах было предусмотрено кольцо или звено, при его выдергивании раскрывался ранец, из которого пружиной выбрасывался вытяжной парашют, а он, в свою очередь, вытягивал из ранца основной парашют. Эта система громоздкая, тяжелая, в ней много лишних деталей. К тому же проблема — куда после раскрытия деть кольцо. Поэтому лет пятнадцать назад распространение получила другая система: вытяжной парашют изготавливается в виде, удобном для складывания в наружный карман на ранце. Для раскрытия парашютист просто достает его из кармана и бросает в поток. Такой вытяжной парашют получил название «медуза». Он и правда немного похож на это животное — круглый и бесформенный. Но если два разных устройства делают одно и то же, то среди них нет ни одного лучшего — «медуза» также имеет недостатки. Самый большой — она может не сработать при неоптимальном положении тела парашютиста при раскрытии. Поэтому на учебных и запасных парашютах применяется старая схема — вытяжной парашют с пружиной. == Оптимальное положение тела парашютиста при раскрытии — лежа на восходящем потоке лицом вниз. При некотором опыте перейти в такое положение из любого беспорядочного падения совсем несложно: надо только придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо. Эту форму можно отрепетировать до полета. Нужно лечь на землю лицом вниз, руки-ноги раскинуть в стороны, приподнять их повыше и прогнуть спину. Так и лететь удобно, и парашют раскрывается правильно. Управление куполом осуществляется при помощи двух строп управления, натягивая которые парашютист направляет парашют вправо или влево. Натягивая две стропы одновременно, он уменьшает горизонтальную скорость. Можно подергать и другие стропы, при этом немного увеличится вертикальная скорость, однако на практике этим никто не пользуется. С парашютом типа «крыло» совсем другая история. Если купол может лететь только вниз, купол со щелями — вниз и вперед, то крыло не может вперед не лететь. Потому что крыло создает подъемную силу только благодаря тому, что движется с некоторой горизонтальной скоростью. Именно благодаря скорости создается значительная разница давлений на нижнюю и верхнюю оболочку крыла и крыло гораздо меньшей площади, чем круглый парашют, создает такую же подъемную силу. Еще благодаря скорости снижения поддерживается форма крыла. Крыло по горизонтали может лететь со скоростью 32 км/ч, а опускаться — от 0 до 6 км/ч.

Но самое ответственное мероприятие — это точное падение туда, куда вам надо. Его невозможно выполнить успешно, если ошибется или летчик, или парашютист. Летчик отвечает за то, чтобы точно вывести самолет или вертолет в точку выброски с учетом ветра и своевременно дать команду на отделение от самолета. А парашютист должен раскрыть парашют на заданной высоте (если раскроет ниже, рискует до аэродрома не долететь), найти аэродром, выйти на него, построить заход и приземлиться. Самолет при выброске летит на ветер. Команда на отделение дается некоторое время спустя после пролета точки приземления, чтобы ветер не мешал, а, наоборот, помогал парашютистам приблизиться к ней. После раскрытия парашютист выполняет под парашютом развороты и змейки с тем, чтобы на высоте не менее 100 м оказаться немного за точкой приземления. После этого выполняется крайний разворот (именно так, «крайний» — те, кто летает, не любят слова «последний») строго на ветер, и можно приземляться. Приземлиться с круглым парашютом — все равно, что прыгнуть с холодильника высотой 1,25 м, ничего сложного. Только настоятельно рекомендуется держать ноги плотно вместе. Причина очевидна — прочность двух ног больше, чем одной, а если ноги развести, велика вероятность того, что вся нагрузка придется только на одну, тут и до травмы недалеко. С крылом все интереснее. Помните, мы говорили, что есть в его поведении момент, когда и горизонтальная, и вертикальная скорости его падают почти до нуля? Почему бы не воспользоваться этим? Перед самой землей (за пару-тройку метров) выбираем обе стропы управления, крыло «зависает», собирается «свалиться», но... мы в это время уже ставим ноги на землю. Правильно выполненное приземление на крыле очень мягкое. Парашютисты называют его «поймать подушку». Если исполнить «подушку» слишком высоко, то парашютист спрыгнет с большей высоты, чем рассчитывал. Встреча с землей произойдет с большой вертикальной и горизонтальной скоростью, и придется ее гасить пробежкой по летному полю, а если не повезет, то ехать на пятой точке. Не очень страшно, но неприятно — особенно весной, когда сыро. И еще — на круглом парашюте, в общем-то, все равно, в каком направлении по отношению к ветру приземляться, потому что горизонтальная скорость невелика. На крыле горизонтальная скорость большая, поэтому следует приземляться строго против ветра, тогда скорость ветра вычитается из скорости парашюта и приземление выполнять приятнее и проще.

Отказ парашюта[]

Отказом парашюта считается любое отклонение от нормального функционирования парашюта. Отказ парашюта не обеспечивает нормальной скорости снижения и (или) приводит к потере управляемости. Наиболее распространённые причины отказов: неправильная укладка, неправильное положение тела при раскрытии, конструктивные недостатки, износ и повреждения (разрыв ткани основного парашюта, обрыв строп), влияние внешних факторов либо стечение неблагоприятных обстоятельств. Отказ парашюта может произойти не только в процессе раскрытия, но и на любом этапе снижения под наполненным куполом, включая приземление. Для разных типов парашютов характерны разные виды отказов.

Отказы делятся на два типа по тому, на каком этапе раскрытия произошел отказ: полный отказ и частичный отказ парашюта, а также (независимо) на два типа по скорости снижения: скоростной (скорость снижения близка к терминальной) и низкоскоростной (скорость снижения существенно снизилась). При любом отказе и при достаточном запасе высоты действует правило «двух попыток», которое означает, что если две попытки устранить отказ не привели к полному устранению отказа и началу нормального управляемого снижения с безопасной скоростью, необходимо прекратить попытки устранения отказа и незамедлительно приступить к процедуре раскрытия запасного парашюта. Допускается приступить к процедуре раскрытия запасного парашюта ранее, чем после двух попыток устранения отказа, но не позднее. Процедура раскрытия запасного парашюта зависит от вида отказа, типа парашютной системы и запаса высоты. На высоте 300 метров и ниже предпринимать попытки устранения отказа не допускается, раскрывать запасной парашют при отказах на высоте 300 метров и ниже необходимо незамедлительно. На спортивных парашютных системах страхующие приборы разных типов, установленные на запасных парашютах, по-разному работают при разных типах отказов. На спортивной парашютной системе при любом отказе на высоте 600 метров и выше перед вводом запасного парашюта необходимо отцепить основной купол, выдернув звено отцепки. На высоте 300 метров и ниже запасной парашют на спортивной парашютной системе при любом отказе вводится без отцепки основного купола. На десантных парашютных системах используется страхующий прибор типа ППК-У, который всегда срабатывает на заданной высоте независимо от того, произошел или нет отказ, а также независимо от типа отказа. Для предотвращения открытия запасного парашюта на десантной системе страхующий прибор необходимо вручную отсоединить от звена раскрытия. Запасной парашют на десантной парашютной системе нормально функционирует с основным куполом в любом состоянии. Отцепка основного купола на десантной парашютной системе не производится. Ввод запасного парашюта на десантных парашютных системах при любых отказах возможен на любой высоте, но гарантированное наполнение происходит при вводе запасного парашюта на высоте не ниже 80 метров. Таким образом, главной задачей при любых отказах десантной парашютной системы является ввод запасного парашюта на максимально возможной высоте.

Полный отказ характеризуется не срабатыванием ни одной стадии раскрытия парашюта. Парашют (контейнер с парашютом) не выходит из ранца. Полный отказ всегда является скоростным, так как нет ничего, что бы замедлило падение, и скорость остаётся терминальной. Примерами полного отказа десантного парашюта являются зацеп стабилизации за части тела, невыход стабилизации, нераскрытие двухконусного замка и так далее. Примерами полного отказа спортивного парашюта являются зацеп стреньги медузы за части тела, зависание на медузе, невозможность вытащить медузу из контейнера, отрыв шпильки от стреньги медузы и тому подобное. В случае полного отказа запасной парашют вводится вручную или с помощью прибора. Все страхующие приборы легко определяют этот тип отказа и открывают запасной парашют на заданной высоте. При ручном вводе запасного парашюта в случае полного отказа на спортивной парашютной системе на высоте 600 метров и выше необходимо произвести отцепку основного купола. Необходимость такого действия вызвана тем, что оба купола располагаются в одном ранце, и раскрытие запасного парашюта может привести к ослаблению усилий на звене зачековки клапанов основного парашюта, с его саморасчековкой, самопроизвольным выпадением и последующим наполнением основного парашюта, что может привести к отказу типа «одновременное наполнение двух куполов». На высоте 300 метров и ниже отцепка основного купола не производится.

При частичном отказе срабатывает как минимум одна стадия раскрытия парашюта. Парашют может выйти из ранца или контейнера, и (возможно) частично или даже полностью наполниться, однако управляемость и безопасное приземление не обеспечивается. Частичный отказ может произойти на любой стадии прыжка, вплоть до приземления, даже с полностью открывшимся и изначально работоспособным куполом. При этом на спортивных парашютных системах, оснащенных страхующими приборами типа ППК-У, выход купола из ранца приводит к автоматической расчековке (отсоединению) страхующего прибора от звена раскрытия запасного парашюта, вследствие чего подобный тип приборов не может открыть запасной парашют на спортивной системе при частичном отказе. Ввод запасного парашюта на спортивной прашютной системе, оснащенной прибором типа ППК-У, в случае частичного отказа возможен только в ручном режиме. Это является одной из существенных причин не использовать приборы ППК-У на спортивных парашютных системах. При частичном отказе на спортивной парашютной системе вышедшие части основного парашюта могут препятствовать нормальному раскрытию и последующей работе запасного парашюта. По этой причине для ввода запасного парашюта при частичном отказе на высоте 600 метров и выше на спортивной парашютной системе необходимо произвести отцепку основного купола. При вводе запасного парашюта на высоте 300 метров и ниже отцепка основного купола не производится. В случае невозможности произвести отцепку основного купола или если основной купол не отходит (например, вследствие заклинивания КЗУ по какой-то причине или из-за зацепления частей основного парашюта за парашютиста и его снаряжение) и избавиться от него не удается, запасной парашют вводится на высоте 300 метров.

Заключение[]

Конечно, перед прыжками с парашютом всегда идет тщательная подготовка и длительные тренировки, отработка нужных навыков и так далее. Но может случиться такое, что вам спонтанно придется прыгать с парашютом в экстренных ситуациях и это будет единственной возможностью спастись (например при терпящем бедствие самолете). А вы ранее никогда не прыгали и не занимались парашютным спортом. Важно собраться с духом и решиться на прыжок в надежде спастись, иначе не не спасетесь вовсе. Будьте сознательно готовы к тому, что однажды вам придется прыгать с парашютом.

Местонахождение[]

Парашют можно найти в воздушном транспорте, на аэродромах или в туристических магазинах. Так как это по своей сути ранец, имеющий определенную массу, носить вместе с ним рюкзак не получится. Но по возможности запасайтесь им в тех случаях, когда его использование хотя бы теоретически вероятно.

Интересные факты[]

  • В пассажирской авиации парашютные системы для спасения жизни пассажиров не используются по причине их полной бесполезности для этой цели. Покидание борта самолёта одновременно сотней парашютистов является нетривиальной задачей даже для хорошо подготовленных парашютистов, прыгающих с нормально управляемого десантного самолёта. Покидание самолёта на скорости 360-400 км/ч является прыжком повышенной сложности, покидание на больших скоростях осуществляется только при катапультировании, со специальными механизмами защиты пилота от травм, которые может нанести набегающий поток воздуха. Покидание аварийного самолёта, летящего на заведомо большой скорости, десятками людей, в основном не готовыми ни физически, ни психологически к совершению прыжка, в числе которых есть старики и дети, требует как минимум большого запаса времени и специального устройства десантирования. В случае, если существует достаточный запас высоты и самолёт управляем, в большинстве случаев он может совершить аварийную посадку с планирования, которая и является наиболее безопасным способом спасения. Если запаса высоты нет, то нет и времени на покидание самолёта. Если самолёт совершает неуправляемые эволюции, например сорвался в штопор, то покинуть его зачастую не сможет даже тренированный человек.
  • Для спасения же самолётов малой авиации такие системы разработаны и с успехом применяются (парашют 100 м². и весом 13 кг, раскрываемый пиропатронами; спасено около 200 пилотов).
  • Тормозные парашюты применяются для сокращения тормозного пути на военных и транспортных самолётах, в дрэг-рейсинге для остановки машин. Например, тормозными парашютами были оборудованы самолёты Ту-104 и ранние версии Ту-134.
  • Парашюты часто используются для снижения скорости космических аппаратов при посадке на небесное тело, во время движения в атмосфере. Парашюты космических аппаратов имеют самый широкий диапазон применения (высокие скорости, высокие или низкие температуры). Кроме атмосферы Земли, парашюты использовались для посадки зондов на Венеру, Марс, Юпитер, спутник Сатурна Титан. Для использования парашюта необходимо наличие атмосферы у планеты или спутника. Атмосферы других планет отличаются по свойствам от земной, например, атмосфера Марса очень разрежена, и финальное торможение обычно выполняется с помощью ракетных двигателей или надувных подушек.
  • Для приземления машин и грузов используются грузовые парашюты. Для приземления тяжёлой техники могут использоваться несколько таких парашютов одновременно. Их разновидностью являются спасательные системы на самолётах, которой оборудованы многие лёгкие самолёты. Система состоит из парашюта и ускорителей принудительного вытягивания (баллистических, ракетных, или пиротехнических). При развитии опасной ситуации пилот вводит в действие спасательную систему, и весь самолёт целиком приземляется на парашюте. Спасательные системы вызывают много критики.
  • Парашюты могут иметь самые разные формы. Кроме обычных, круглых парашютов, которые используются для мягкого приземления грузов и людей, существуют круглые парашюты со втянутой вершиной, в форме крыла Рогалло, ленточные парашюты для сверхзвуковых скоростей, парафойлы — крылья в форме прямоугольника и эллипса, баллюты и многие другие.
Снаряжка
Снаряжение
Тип Вещь
Предметы
Экипировка
Уникальное ГП-5ГП-7ПБФСТШ-81 «Сфера»«Алтын»6Б236Б45M-40PASGT
Комплекты
Артефакты
Материалы
Тип КалШкураКостьДревесинаМеталлоломЭлектроника
Advertisement