Апокалипсис вики
Advertisement

Перекись водорода (также называется пероксид водорода) — неорганическое химическое соединение водорода и кислорода, являющееся простейшим представителем класса пероксидов. Используется во многих целях, в медицине и гигиене в частности.

Описание[]

Пероксид водорода относится к реактивным формам кислорода и при повышенном образовании в клетке вызывает оксидативный стресс. Некоторые ферменты, например глюкозооксидаза, образуют в ходе окислительно-восстановительной реакции пероксид водорода, который может играть защитную роль в качестве бактерицидного агента. В клетках млекопитающих нет ферментов, которые бы восстанавливали кислород до перекиси водорода. Однако несколько ферментных систем (ксантиноксидаза, циклооксигеназа и другие) продуцируют супероксид, который спонтанно или под действием супероксиддисмутазы превращается в пероксид водорода. Относительно высокая вязкость жидкого пероксида водорода обусловлена развитой системой водородных связей. При стандартных условиях пероксид водорода — это бесцветная сиропообразная тяжёлая полярная жидкость с «металлическим» вкусом, неограниченно растворимая в воде, спирте и диэтиловом эфире. Также он является хорошим растворителем. Из воды выделяется в виде неустойчивого кристаллогидрата. Кроме того концентрированные водные растворы пероксида водорода взрывоопасны. В разбавленных водных растворах с концентрацией пероксида водорода порядка 10-20 мМ точные значения концентрации могут быть определены спектрофотометрически в ультрафиолетовом диапазоне длин волн. При 240 нм водный раствор пероксида водорода с концентрацией 20 мМ имеет величину поглощения 0,872 при измерении против дистиллированной воды. Благодаря своим сильным окислительным свойствам пероксид водорода нашёл широкое применение в быту и в промышленности, где используется, например, как отбеливатель на текстильном производстве и при изготовлении бумаги. Применяется как ракетное топливо, в качестве окислителя или как однокомпонентное (с разложением на катализаторе), в том числе для привода турбонасосных агрегатов. Используется в аналитической химии, в качестве пенообразователя при производстве пористых материалов, в производстве дезинфицирующих и отбеливающих средств. В промышленности пероксид водорода также находит своё применение в качестве катализатора, гидрирующего агента, как эпоксидирующий агент при эпоксидировании олефинов. В данном случае внимания заслуживает именно медицинское применение перекиси.

Применение[]

Хотя разбавленные растворы перекиси водорода применяются для небольших поверхностных ран, исследования показали, что этот метод, обеспечивая антисептический эффект и очищение, также увеличивает время заживления. Обладая хорошими очищающими и определёнными кровоостанавливающими свойствами, пероксид водорода на самом деле не ускоряет заживления ран. Достаточно высокие концентрации, обеспечивающие антисептический эффект, могут также увеличивать время заживления из-за повреждения прилегающих к ране клеток. Более того, пероксид водорода может мешать заживлению и способствовать образованию рубцов из-за разрушения новообразующихся клеток кожи. Однако в качестве средства для очистки глубоких ран сложного профиля, гнойных затёков, флегмон и других гнойных ран, санация которых затруднена, пероксид водорода остаётся предпочтительным препаратом, так как он обладает не только антисептическим эффектом, но и создаёт большое количество пены при взаимодействии с ферментом каталазой. Это в свою очередь позволяет размягчить и отделить от тканей некротизированные участки, сгустки крови, гноя, которые будут легко смыты последующим введением в полость раны антисептического раствора. Без предварительной обработки пероксидом водорода антисептический раствор не сможет удалить эти патологические образования, что приведет к значительному увеличению времени заживления раны и ухудшит состояние больного. Перекись водорода применяют для растворения пробок в слуховых каналах. Раствор вступает в реакцию с ушной серой и растворяет пробку. В общем, перекись водорода можно использовать для дезинфекции и промывании ран, в некотором роде подойдет для остановки кровотечений но требует более аккуратного обращения. Перекись рекомендуется использовать совместно с другими предметами медицины, например бинтами. В любом случае вещь полезная и при том не занимает много места.

Местонахождение[]

Перекись водорода медицинского назначения можно найти там же, где и большинство любых других медикаментов: в аптеках, аптечках, больницах, машинах скорой помощи или домах запасливых жителей. Особых хлопот с нахождением перекиси возникнуть не должно.

Интересные факты[]

  • Концентрированные растворы пероксида водорода при попадании на кожу, слизистые оболочки и в дыхательные пути вызывают ожоги. В больших концентрациях недостаточно чистый пероксид водорода может быть взрывоопасен. Опасен при приёме внутрь концентрированных растворов. Вызывает выраженные деструктивные изменения, сходные с действиями щелочей. Летальная доза 30%-го раствора пероксида водорода (пергидроля) — 50-100 мл.
  • Перекись выпускается в виде водных растворов, стандартная концентрация 1-6 %, 30, 38, 50, 60, 85, 90 и 98 %. 30%-й водный раствор пероксида водорода, стабилизированный добавлением фосфатов натрия, называется пергидролем. Выпускаемый в виде таблеток твёрдого клатрата с мочевиной пероксид водорода называется гидроперитом.
  • Растворы пероксида водорода применяются для дезинфекции технологических поверхностей оборудования, непосредственно соприкасающихся с продукцией. Кроме того, на предприятиях по производству молочной продукции и соков, растворы перекиси водорода используются для дезинфекции упаковки (технология «Тетра Пак»). В технических целях пероксид водорода применяют в производстве электронной техники. Пероксид водорода применяется также для обесцвечивания волос. Это значит что помимо медицинских перекись может подойти и для других целей, например обслуживание транспорта или разных механизмов, либо же в качестве импровизированных ловушек (если брать во внимание взрывоопасность веществ). Разумеется для этого надо искать специальные промышленные партии перекиси в соответствующих зонах.
  • В быту перекись используется также для выведения пятен, образовавшихся при взаимодействии перманганата калия («марганцовки») с предметами (ввиду его восстановительных свойств), удаления пятен крови с одежды и так далее. 3%-й раствор пероксида водорода используется в аквариумистике для оживления задохнувшейся рыбы, а также для очистки аквариумов и борьбы с нежелательной флорой и фауной в аквариуме.
Аптечка
Медикаменты
Тип Медикаменты
Препараты ОбезболивающееМазьАнтибиотикАктивированный угольОтварАнтирадинРадиопротекторЭпинефринСнотворноеВакцинаАнтизинПси-блокадаМорфинПротивоядиеСтимуляторВитамины
Средства ДефибрилляторБинтЖгутПластырьЙодСпиртПерекись водородаМедицинская шинаСолевая грелка
Аптечки АптечкаАИ-1АИ-2АИ-3АИ-4WALKIFAK
Advertisement