Апокалипсис вики
Advertisement

РПГ-18 «Муха» — одноразовый но легкий ручной противотанковый гранатомет. Изначально предназначенный для борьбы с бронетехникой, он может сгодиться и против других целей.

Описание[]

Представляет из себя реактивную противотанковую гранату кумулятивного типа. Пусковое устройство гранаты представляет собой гладкостенную телескопическую конструкцию, состоящую из наружной и внутренней труб. В походном положении трубы находятся одна в другой и составляют длину 705 мм. Для стрельбы трубы раздвигаются и образуют ствол длиной 1050 мм. При раздвижении труб в боевое положение граната оказывается в задней части раздвинутого ствола. Направление внутренней трубы при переводе в боевое положение обеспечивает приклепанная к её заднему концу направляющая линейка. В походном положении пускового устройства линейка находится в плоском направляющем кожухе в виде желоба, сверху наружной трубы. Передний конец линейки выдвинут из кожуха, и удерживает в опущенном положении мушку и защелку передней крышки трубы. Граната закреплена во внутренней трубе стопорами в виде стальных пластин с вырезом, надетых на два пера стабилизатора. Своим загибом на другом конце пластины сцеплены с торцом казённого среза ствола. С началом движения гранаты пластины разрушаются, а после вылета гранаты из ствола соскакивают с пера стабилизатора при его открытии. На задней части внутренней трубы сверху укреплены ударный механизм, механизм блокировки и капсюль-воспламенитель гранаты. Они собраны в одном корпусе. В переднем гнезде корпуса находится боек ударного механизма, закрепленного на наружной трубе. Капсюль-воспламенитель размещен в заднем гнезде корпуса, по нему наносит удар боек. От воспламенения капсюля загорается усилительная пороховая таблетка, и луч огня по трубке-газоводу передается к воспламенителю реактивного двигателя. Механизм блокировки, размещенный в задней части корпуса на внутренней трубе, служит для блокировки ударного механизма в походном положении, что исключает возможность разбития капсюля-воспламенителя при сложенных трубах. Мушка имеет оправу, в пазы которой вставляется собственно мушка, представляющая собой прозрачное стекло с нанесёнными марками и цифрами «5», «10», «15», «20», которые соответствуют дальностям стрельбы 50, 100, 150 и 200 метров (на одном из первых вариантов РПГ-18 использовалась металлическая прицельная планка). На уровне вершины прицельной марки «15» с обеих сторон нанесены горизонтальные штрихи, которые могут использоваться для определения дальности до цели. Кроме того, на предохранительной стойке имеются два близко расположенных друг к другу диоптрийных отверстия: верхнее — для прицеливания при температуре воздуха от 0°С до -50°С, нижнее — для прицеливания при температуре воздуха от 0°С до +50°С. Верхнее или нижнее диоптрийные отверстия перекрываются шторкой, для чего её нижний изогнутый конец фиксируется в крайних положениях («-» или «+») с помощью фигурного паза, имеющегося в средней части диоптра. С завода РПГ-18 поступает с установкой шторки в положении «+». При пользовании диоптром правый глаз должен находиться на удалении от него на 7-10 см. Для ведения прицельной стрельбы в условиях ограниченной видимости на дальность 70 м (в середину цели) на оправе вверху над стеклом имеется мушка, а на верхнем торце предохранительной стойки — прямоугольная прорезь. Граната ПГ-18 состоит из калиберной боевой части и реактивного двигателя. В боевой части размещены кумулятивный заряд из взрывчатого вещества «окфол» массой 312 г с инертной линзой (экраном) и пьезоэлектрический головодонный взрыватель ВП-18 с дальним взведением и самоликвидатором. Узел кумулятивного заряда расположен в корпусе, уширенная часть которого имеет диаметр 64 мм и служит направляющим утолщением при движении гранаты по стволу. В задней части корпуса находится донная часть взрывателя, поджатая упорным кольцом. В передней части корпуса гранаты расположены обтекатель (баллистический наконечник), головная часть взрывателя с пьезоэлементом и токопроводящий конус. Токопроводящий конус и воронка составляют общую ветвь электрической цепи от пьезогенератора к донной части взрывателя, вторая ветвь проходит по корпусу гранаты. К задней части корпуса присоединен на резьбе реактивный двигатель. Реактивный двигатель твердотопливный, в камере находится реактивный заряд в виде трубок с пироксилиновым порохом ППК-5. Камера заканчивается сопловым блоком с узлом форсирования и стабилизатором из четырёх лопастей. В переходном дне (от корпуса гранаты к реактивному двигателю) имеются наклонные (тангенциальные) отверстия. Истекающие пороховые газы, проходя через них, придают гранате вращение около 10 оборотов в секунду. Воспламенение заряда реактивного двигателя происходит через газовод от луча огня капсюля-воспламенителя запального устройства. К моменту вылета граната получает скорость 114 м/с. При попадании под углом 90 градусов кумулятивная граната пробивает 300 мм броню. При 60 градусов — 150 мм. Однако энергии разорвавшейся гранаты может хватить для зачистки помещений, небольших огневых точек и укрытий, что позволяет ей также бороться против пехоты и слабо бронированных целей. Учитывая дешевизну и высокую эффективность РПГ-18, войска были массово насыщены этими видом оружия. Причем не только советские, множественные партии гранатометов поступали в различные страны по всему миру, в некоторых из которых также развернулось его производство. Ныне это оружие постепенно заменяется более современными аналогами, но всё еще продолжает находиться на вооружении разных формирований и даже и использоваться в большинстве вооруженных конфликтов.

Применение[]

Мощный, при том имеющий относительно небольшую массу и способный удобно складываться в походном положении, гранатомет станет отличным подспорьем для любого выжившего или целой группы. Его кумулятивный снаряд позволяет эффективно бороться против абсолютного большинства разнообразных противников, главное его вовремя привести в боевое положение и выстрелить. Единственным но весом недостатком «Мухи» можно назвать его одноразовость — после выстрела опустевший тубус можно только выбросить подальше, перезаряжать гранатомет нельзя и он становится абсолютно бесполезным. Поэтому стрелять надо очень аккуратно и точно, наверняка зная что цель будет гарантированно поражена. Стало быть такое оружие следует доверить опытному и достаточно меткому бойцу, умеющему с ним обращаться. Для перевода «Мухи» из походного положения в боевое необходимо открыть заднюю крышку и раздвинуть трубы до упора, при этом передняя крышка откроется, а предохранительная стойка с диоптром и мушка займут вертикальное положение. Для взведения ударного механизма следует повернуть предохранительную стойку вниз до упора и затем отпустить её. Производство выстрела осуществляется нажатием на спусковой рычаг шептала. Возможности вернуть пусковое устройство из боевого положения в походное не предусмотрено. Правила предписывают просто выстреливать взведённые, но не использованные РПГ-18 в сторону противника. Вращение гранаты вокруг продольной оси повышает кучность стрельбы. Граната РПГ-18 после вылета из ствола летит как баллистическое тело, поэтому она менее чувствительна к боковому ветру, чем гранаты с работающим на траектории реактивным двигателем. Так, на дальности 100 м при боковом ветре со скоростью 4-6 м/с поправка на ветер составляет всего 30 см. Практически при прицеливании через диоптр такую поправку учесть невозможно — она составляет 1/10 видимой ширины лобовой проекции танка. При сильном боковом ветре — около 10 м/с — на этой дальности поправка равна 60 см, т.е. точку прицеливания надо вынести в сторону, откуда дует ветер, на 1/3 от середины цели. Это умелому стрелку по силам. На дальности же стрельбы менее 100 м поправки на боковой ветер незначительны, и в них нет практической необходимости, тем более что учесть их с помощью диоптрического прицела не представляется возможным. Даже при сильном боковом ветре вероятность попадания в танк на дальности 75-150 м из РПГ-18 составляет величину, близкую к 100 %. Однако такие результаты достигаются только гранатометчиками, которые подготовлены к стрельбе по реальному танку. Если столкновения с танком не предвидится, то РПГ можно использовать для выкуривания противника из укрытий, борьбы с огневыми позициями (особенно пулеметчиками и снайперами), скоплением кучно расположенной пехоты и легкобронированной либо небронированной вовсе техникой, а также с разными роботами и особо живучими тварями. Применять рекомендуется только в крайних случаях, таскать с собой по нескольку гранатометов неудобно, а ведь их еще надо будет где-то находить.

Местонахождение[]

Сейчас РПГ-18, он же «Муха», активно заменяется более современными и эффективными аналогами, но всё еще остается во множестве стран преимущественно постсоветского пространства будучи как на вооружении, так и пылящимся в больших количествах на складах. К выжившим гранатомет может попасть из разграбленных военных баз, складов и блокпостов, либо же непосредственно военнослужащих и их транспорта. Учитывая специфику этого оружия, он скорее всего будет распространен больше среди организованных группировок, чем у одиночек.

Интересные факты[]

  • РПГ-18 «Муха» была разработана в начале 1960-х годов ведущими конструкторами В.И. Барабошкиным и И.Е. Рогозиным в конструкторской бюро «Базальт», а принята на вооружение советской армии только в 1972 году.
  • На выставке «Армия-2021» был продемонстрирован ударный БПЛА, представляющий собой по сути квадрокоптер с закрепленной подвесной «Мухой». Похожие беспилотники применяются в боях уже сегодня.
Пистолет Макарова
Оружие
Тип Оружие
Холодное оружие
Огнестрельное оружие
Штурмовые винтовки и автоматы АК-47АК-74АКС-74УАК-100АК-12АН-94 «Абакан»АС «Вал»СР-3 «Вихрь»ОЦ-14 «Гроза»BARSTG-44VZ-58M-14M-16M-4LR-300L-85FAMASFALG-3G-36HK-416ARX-160F-2000G-11
Метательное оружие
Энергетическое оружие
Тип БластерЛазерШокерРельсотронПлазмомётОгнемётЛедомёт
Самодельное оружие
Advertisement