Апокалипсис вики
Advertisement

Радиопротектор — препарат, временно обеспечивающий организм радиационной защитой и ослабляющий результат воздействия ионизирующего излучения на него.

Описание[]

Средство радиозащиты, предназначенное для внутреннего введения посредством внутривенного впрыскивания или непосредственно употреблением вовнутрь. Способно временно ослабить или полностью нейтрализовать воздействие ионизирующего излучение на организм благодаря насыщению организма химическими веществами, противодействующими накоплению в нем дозы радиации. В зависимости от состава радиопротектора препарат вводится внутривенно через шприцы или инжекторы, либо же орально через таблетки и капсулы. Механизмы действия некоторых радиопротекторов также различаются. Радиопротекторы, вызывающие снижение концентрации кислорода в тканях, различными путями создают временную тканевую гипоксию. Локальное снижение концентрации свободного кислорода в тканях вызывает уменьшение возможности образования радикалов в момент облучения, снижение реакции возбужденных молекул с кислородом и снижение реакции образования первичных перекисей. Другие радиопротекторы содержат вещества, вызывающие инактивацию свободных радикалов. Защитный механизм этих препаратов обусловлен их конкуренцией за радикалы, в результате чего суммарный радиобиологический эффект оказывается сниженным. Так называемые SH-протекторы вызывают увеличение эндогенных сульфгидрильных соединений. Эти соединения лабильны и могут реагировать с образующимися в процессе облучения радикалами, поэтому общий радиобиологический эффект понижается. При всем этом у многих радиопротекторов прослеживаются разного рода побочные эффекты. Например при применении препарата возможно повышение артериального давления, урезание пульса до 38-40 ударов в минуту, а также атриовентрикулярная диссоциация и атриовентрикулярная блокада. Радиопротекторы могут иметь и противопоказания, к примеру, при артериальной гипертонии, расстройствах сердечного ритма и проводимости, ишемической болезни сердца, тиреотоксикозе, сахарном диабете, органических изменениях в центральной нервной системе.

Применение[]

Прежде всего следует сразу уяснить: это не антирадин, радиопротектор не выводит из организма накопленную дозу радиации и не лечит от неё. Он лишь позволяет на некоторое время обеспечить организм веществами, способными защитить его от воздействия радиации. Стало быть при уже поглощенной радиоактивной дозе применение данного препарата не имеет особого смысла, разве что обезопасит вас от еще большего облучения. Потому радиопротекторы следует употреблять превентивно, перед посещением радиоактивных зон — желательно за полчаса до этого. Таблетки необходимо разжевать и запить водой, шприцы вкалывать в вену. Допускается повторный прием препарата с интервалом в один час. Но нужно помнить что даже радиопротектор не гарантирует полноценной защиты от радиации, тем более в местах с запредельно радиоактивным фоном. Поэтому в любом случае следует позаботиться о других средствах защиты, взять хотя бы противогазы. Радиопротектор следует рассматривать скорее как дополнение к вашей радиозащите, тем более не лишенное разного рода побочных эффектов и имеющее целый ряд противопоказаний. Потому злоупотреблять этим средством не рекомендуется, как и не рекомендуется подолгу задерживаться в очагах радиации даже будучи обеспеченным радиозащитой — нет гарантий что вы выберетесь оттуда без последствий для здоровья.

Местонахождение[]

Радиопротекторы распространены примерно также как и антирады, даже эти средства встречаются чаще вместе чем по отдельности. Найти их можно в специальных аптечках, среди экипировки исследовательских групп и ликвидаторов аварий, спасателей, в крупных больницах, лабораториях, редких аптеках. Берегите их — после апокалипсиса ценность данных препаратов будет на вес золота или даже выше. Используйте в крайнем случае.

Интересные факты[]

  • Некоторые радиопротекторы содержат мелатонин. Преимуществом мелатонина является его безопасность и минимальное количество побочных эффектов. Однако мелатонин при лучевом ожоге кожи был малоэффективен, однако оказывал выраженный противолучевой эффект по клинической картине поздних местных лучевых поражений. Эффективность мелатонина как радиопротектора была показана в ряде западных исследований.
  • Прием некоторых препаратов практически здоровым человеком, как в покое, так и в условиях умеренной физической нагрузки, вызывает ряд характерных эффектов, основными из которых являются: пиломоторная реакция («гусиная кожа»); парастезии в области лица, волосистой части головы и верхней половины туловища; замедление частоты сердечных сокращений; повышение систолического и диастолического артериального давления.
  • Аналогом радиопротекторов также выступают купирующие первичную реакцию препараты. Они предназначены для смягчения основных признаков первичной реакции на облучение — тошноты, рвоты. Табельным средством, входящим в состав аптечки индивидуальной в виде таблеток, является этаперазин. Используется он самостоятельно при появлении тошноты и рвоты. Защитный эффект этаперазина проявляется в том, что при его приеме интенсивность первичной реакции и ее продолжительность становятся такими же, как и для доз в 1,5-2 раза меньше полученной. Степень тяжести лучевой болезни препарат не снижает.
Аптечка
Медикаменты
Тип Медикаменты
Препараты ОбезболивающееМазьАнтибиотикАктивированный угольОтварАнтирадинРадиопротекторЭпинефринСнотворноеВакцинаАнтизинПси-блокадаМорфинПротивоядиеСтимуляторВитамины
Средства ДефибрилляторБинтЖгутПластырьЙодСпиртПерекись водородаМедицинская шинаСолевая грелка
Аптечки АптечкаАИ-1АИ-2АИ-3АИ-4WALKIFAK
Advertisement