Апокалипсис вики
Advertisement

Сон — естественная потребность большинства живых организмов и одновременно угроза этим организмам при определенных условиях и обстоятельствах.

Описание[]

Сон — это периодически возникающее физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым и головоногим моллюскам. Сон жизненно важен для здоровья, настроения, умственной деятельности, качества работы и социальной жизни. Выявлено множество влияющих на сон факторов, в частности, настроение, индивидуальность, качество сна, хронотип, демографические данные (возраст, пол, доход), а также гомеостатическая потребность во сне. Сон имеет важное значение для организма млекопитающих, в том числе для человека, а длительное отсутствие сна убивает организм. В экспериментах многих учёных было выяснено, что сон необходим для здоровья как головного мозга, так и внутренних органов. В результате депривации сна происходят изменения в головном мозге — в частности, в мозговой ткани накапливаются продукты деятельности нейронов, в том числе бета-амилоида, накопление которого является причиной болезни Альцгеймера. Также в результате депривации сна возникают изменения внутренних органов, причём в отсутствие стресса изменения во внутренних органах при депривации сна более выражены, чем в головном мозге. Существует несколько теорий о функциях сна. Согласно основной, наиболее обоснованной теории, сон нужен головному мозгу для нормализации контактов между нейронами и для выведения продуктов метаболизма нейронов. В основе висцеральной теории лежит недавно обнаруженный во время сна процесс обработки головным мозгом сигналов от внутренних органов. Сторонники висцеральной теории сна предполагают, что параллельно с процессом восстановления самого мозга во сне головной мозг настраивает работу внутренних органов и помогает им восстановиться, но механизм такой работы на 2020 год не выяснен. Средняя продолжительность сна человека зависит от многочисленных факторов: начиная от возраста, пола, образа жизни, состояния здоровья, питания и степени усталости, до внешних факторов (время года, общий уровень шума, местонахождение и так далее). При нарушениях сна его длительность может составлять от нескольких секунд до нескольких суток. Также бывают случаи, когда взрослому человеку требуется 12 часов, чтобы выспаться и восстановить запас сил после тяжёлой работы или бессонных ночей. Нарушение физиологической структуры сна считается фактором риска, который может приводить к бессоннице. Не нужно лишний раз упоминать чем грозит продолжительная бессонница. Много людей испытывают те или иные проблемы со сном даже в мирное время, а что уж говорить о тех, кто находится на войне, переживает стрессовые ситуации или вовсе выживает в условиях апокалипсиса. Постоянное напряжение, чувство опасности, отсутствие надлежащего комфорта и надобность постоянно быть начеку оставаясь постоянно готовым действиям могут любого человека заставить забыть о сне, вынуждая его круглыми сутками напролет бодрствовать совершая те или иные действия. Рано или поздно человек устанет и поневоле начнет падать в обмороки, либо засыпать чуть ли не стоя, устраиваясь поудобнее прямо на боевом посту или, скажем, в закрытой комнате, окруженной зомби и прочей нечистью. Нарушается координация, ухудшается внимательность и реакция, интеллект также начнет давать сбой и нещадно "тупить". Но при всем этом устроившись на сон выживший рискует оказаться очень уязвимым перед лицом незамеченной опасности, которая может запросто расправиться с ним прямо во сне, либо выживший может проспать все важные события и случаи. Например проснувшийся выживший может обнаружить что почти всё его пропитание ночью во время сна обглодали крысы. Сон — очень важная вещь, необходимая для надлежащего функционирования организма, но именно она может привести к разного рода фатальным случаям и с этим определенно надо что-то делать.

Способ борьбы[]

Основная причина бессонницы заключается в нервном перенапряжении. Человек пытаясь заснуть начинает нервничать явно или на подсознательном уровне, обливаться потом и постоянно ворочаться как валенок. Особенно это пагубно воздействует когда вы вынуждены выживать в условиях агрессивной среды. Полученные травмы способны периодически раздаваться болью и они также могут помешать адекватному сну. Пережитые кошмары наяву или во сне конечно же тоже сказываются на покое. Всё это в значительной мере истощает как физически, так и морально. Дабы разрядиться можно накануне сна загрузить себя тяжелыми физическими нагрузками и устать, немного перекусить легкой едой и выпить горячего чаю, успокоительного, снотворного или других лекарств, посмотреть или почитать что-то позитивное. В конце концов можно заняться самовнушением и медитацией, которые помогут справляться с нервами во время сна. Но что если спать хочется, а возможности расположиться на сон или хотя бы времени не имеется? Выжившему в условиях постапокалипсиса очень сложно найти надёжное место для сна и отдыха, особенно когда он один и понадеяться на чью-то крепкую спину во время его дежурства перед спящим напарником не приходится. Временной мерой для ободрения могут являться кофе и чай самых крепких сортов, а также энергетики и некоторые медицинские препараты. Однако это лишь временная мера, которая со временем приведет к удвоению (а то и утроению!) сонной нагрузки на истощенный организм, что может за собой повлечь серьёзные последствия вплоть до галлюцинаций и психически расстройств. Спать очень важно даже во время апокалипсиса, а для этого надо стараться выбирать наименее заметные и доступные места для сна, предварительно также подумав об собственной системе защиты от внезапных сюрпризов. В противном случае ваше состояние будет напоминать сильное опьянение, причем наркотическое, а уж ни о какой координации, внимательности и мозговом штурме не может быть и речи. В какой то момент вы буквально вырубитесь в самый неожиданный момент, например запросто уснув на вверенном посту. Спите и высыпайтесь вовремя, но заранее обдумывайте свою стоянку, как будете отдыхать и как планируете защищаться от прерывающих сон различных факторов: от заглянувшей к выжившему оголодавшей дикой собаки или зомби, продолжая бандой отпетых мародёров и заканчивая внезапными кислотными дождями, различными выбросами и другими губительными явлениями. У вас всегда должно быть укрытие, закрытое для посторонних глаз и докуда не сможет добраться ни одна непрошенная тварь.

Интересные факты[]

  • Сон как игровая механика реализован во многих компьютерных играх, связанных с выживанием и путешествиями по огромному миру. Но при этом в очень редких моментах появляется такой фактор как сонливость, который действительно вынуждает игрока соблюдать хоть какой то режим и высыпаться. Во многих играх сон представляет собой просто перемотку на более удобное время, например если игрок не желает веселиться в ночное время.
  • Лишение сна является очень тяжёлым испытанием. В течение нескольких дней сознание человека теряет ясность, он испытывает непреодолимое желание уснуть, периодически "проваливается" в пограничное состояние со спутанным сознанием. Этот способ психологического давления используется при допросах и рассматривается как изощрённая пытка.
  • Детям для нормального развития необходим более продолжительный сон — до 18 часов в сутки для новорождённых с постепенным снижением нормы к подростковому возрасту. В 2015 году после двухлетних исследований, проведённых в США, появились заново пересмотренные рекомендации по необходимой продолжительности сна, представленные в таблице.
  • Сон — особое состояние сознания человека и животных, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи (при нормальном суточном графике). Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга. У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна, которая длится 5-10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30-45 минут приходится на период 3-й и 4-й стадий. После этого спящий снова возвращается во 2-ю стадию медленного сна, после которой возникает первый эпизод быстрого сна, который имеет короткую продолжительность — около 5 минут. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна, и постепенно нарастает доля быстрого сна, последний эпизод, длительность которого в отдельных случаях может достигать 1 часа. В среднем при полноценном здоровом сне отмечается пять полных циклов. Последовательность смены стадий и их длительность удобно представлять в виде гипнограммы, которая наглядно отображает структуру сна пациента. Сновидения возникают, как правило, в фазе быстрого сна. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна, но их продолжительность короче и они не такие эмоциональные.
  • Согласно исследованиям, количество часов сна в течение ночи сильно влияет на производительность труда как в течение дня, так и в долгосрочной перспективе. Недосыпание в течение ночи приводит к когнитивным нарушениям. Ежедневное недосыпание приводит к накапливаемому с каждым последующим днём снижению производительности труда. При нормальном количестве часов полноценного ночного сна (7-8 часов) ежедневная производительность труда сохраняется на высоком и примерно одинаковом уровне. Эффекты от фрагментированного и некачественного сна неотличимы от недостатка сна. Согласно исследованиям, проведённым профессором Майклом Боннетом в 1987 году, эффект от воспроизведения звука определённой тональности каждые 2-3 минуты во время сна сравним с полным отсутствием сна. Эффект сохранялся как при периодическом пробуждении подопытного, так и при продолжительном сне с реакцией в виде изменения активности электроэнцефалограммы мозга.
  • Послеполуденный кратковременный сон-отдых (сиеста) является историческим элементом культуры многих народов. Чаще всего он встречается в жарких странах. Привычка сиесты распространена в странах Средиземноморья и некоторых странах Центральной Америки. Гипотеза о том, что сиеста может снижать риск смерти от сердечного приступа была выдвинута исходя из того, что в странах, где она распространена, ниже уровень смертности от данной причины. Недавнее исследование, проведённое в Греции совместно университетом Афинской медицинской школы и Гарвардом, показало наличие связи между получасовым послеполуденным отдыхом-дрёмой хотя бы трижды в неделю и снижением риска гибели от сердечного приступа на 37 %.
Чер2
Угрозы
Тип Проявления
Организмы ОрдаКлещБиомассаГриб-паразитЧервь-паразит
Advertisement