Апокалипсис вики
Advertisement

Химическое оружие (химоружие) — оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ (ОВ).

Описание[]

Одно из разновидностей ОМП (оружие массового поражения), в основу которого легли отравляющие вещества газообразной формы. Имеет разнообразные средства их применения: артиллерийские снаряды, ракеты, мины, авиационные бомбы, газомёты, системы баллонного газопуска, ВАПы (выливные авиационные приборы), гранаты, шашки.

Химическое оружие различают по следующим характеристикам: характеру физиологического воздействия ОВ на организм человека, тактическому назначению, быстроте наступающего воздействия; стойкости применяемого ОВ и средствам и способам применения. Сфера использования такого оружия самая различная: от борьбы с массовыми беспорядками до тотальной зачистки отдельно взятых областей или даже целых частей линии фронта на поле боя.

Согласно тактической классификации, отравляющие вещества подразделяются на группы по боевому назначению. Во-первых смертельные вещества, предназначенные для уничтожения живой силы, к которым относятся ОВ нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого и удушающего действия. И во-вторых временно выводящие живую силу из строя вещества, позволяющие обеспечить выведение живой силы противника из строя на сроки от нескольких минут до нескольких суток. К ним относятся психотропные (инкапаситанты) и раздражающие вещества (ирританты). Их нередко используют в полицейских целях, например при поимке преступников или борьбе с массовыми беспорядками. При этом, однако, несмертельные вещества также могут вызывать смерть.

По скорости воздействия различают быстродействующие и медленно действующие ОВ. К быстродействующим относят нервно-паралитические, общеядовитые, раздражающие и некоторые психотропные вещества. К медленно действующим веществам относят кожно-нарывные, удушающие и отдельные психотропные вещества. В зависимости от продолжительности сохранения поражающей способности ОВ подразделяют на вещества кратковременного действия (нестойкие или летучие) и долговременного действия (стойкие). Поражающее действие первых исчисляется минутами (АС, CG). Действие вторых может продолжаться от нескольких часов до нескольких недель после их применения.

По характеру физиологического воздействия на организм человека выделяют шесть основных типов отравляющих веществ: ОВ нервно-паралитического действия, ОВ кожно-нарывного действия, ОВ общеядовитого действия, ОВ удушающего действия, ОВ психохимического действия и ОВ раздражающего действия. Все они принимают газообразное состояние и воздействуют на организм в первую очередь попав в него через воздушные пути, поражая его изнутри. Некоторые вещества способны поражать незащищенные участки тела в целом, вызывая химические ожоги, нарывы, раздражения и другие малоприятные последствия.

Химическое оружие было создано давным-давно и широко использовалось в самых разнообразных вооруженных конфликтах ХХ века. В ходе Первой мировой войны химическое оружие очень широко применялось в боевых действиях (Варшава, Осовец и так далее), однако, несмотря на смертоносность его действия, показало невысокую эффективность. Возможность применения крайне зависела от погоды, направления и силы ветра; подходящих условий для массированного применения приходилось в некоторых случаях ожидать неделями. При применении химического оружия в ходе наступлений использующая его сторона сама несла потери от собственного химического оружия, а потери противника не превышали потерь от традиционной артподготовки наступления. По мнению историка Первой мировой, Сергея Геннадьевича Нелиповича, низкая эффективность химического оружия привела к обоюдному «тихому отказу от использования оружия массового поражения» и в последующих войнах массированного боевого применения химического оружия уже не наблюдалось. Во время Великой Отечественной войны, в рамках подготовки к началу химической войны со стороны Германии, в СССР проводились опыты применения химического оружия на добровольцах, с тем чтобы выпустить для населения серию плакатов с изображениями поражения от химического оружия. В июле 1941 года в Москве были отобраны студенты-медики (из числа добровольцев), которым на кожу левого предплечья нанесли капли иприта и люизита. Так как иприт и люизит обладают местным анальгезирующим действием, то добровольцы не чувствовали боли при нанесении. Несколько суток добровольцы пробыли на Лубянке, пока с кожи не сошли следы поражения. После этого на коже остались светло-коричневые пятна и всех добровольцев отпустили по домам, запретив разглашать об этом опыте. В конце XX столетия, ввиду высокого развития защиты войск от ОМП, основным назначением боевых ОВ считалось изнурение и сковывание живой силы противника. Вскоре химическое оружие попало под конвенцию об его запрете, его применение химического оружия несколько раз запрещалось различными международными договорённостями. Гаагская конвенция 1899 года, статья 23 которой запрещает применение боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника. А также Женевским протоколом 1925 года и конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. Это было обусловлено тем, что применение такого вида оружия было антигуманно, оно приводило к сильным страданиям, максимальному вреду здоровья, последствия которого могли ощущаться еще долгое время и крайне трудно поддавались лечению. Кроме того в плане собственно оружия, отравляющие вещества обладали невысокой эффективностью, поскольку случайный порыв ветра мог занести их в совершенно другую сторону и даже в сторону его применивших. Также отработанные методы противодействия химическому оружию еще сильнее снизили его эффективность. На сегодня химическое оружие используется очень ограниченно, в основном правоохранительными органами для задержания нарушителей и борьбы с массовыми беспорядками. Отмечалось его использование террористами для проведения собственно террористических актов. Например 20 марта 1995 года секта Аум Синрикё в токийском метро совершила химическую атаку с применением боевого отравляющего вещества нервно-паралитического действия — зарина. Около 5000 человек получили серьёзные отравления верхних дыхательных путей, у многих наблюдались ожоги глаз. Погибло 13 человек. Применение химического оружия как во время апокалипсиса, так и после него, остается под вопросом, но эта возможность не исключается. Да и просто блуждая по пустошам есть риск столкнуться с отравляющими веществами в воздухе, хотя бы блуждая внутри каких-нибудь индустриальных объектов например. Потому к такой угрозе следует заранее готовиться.

Способ борьбы[]

Эти отравляющие вещества, воздействуя на центральную нервную систему, нарушают нормальную психическую деятельность человека или вызывают такие расстройства, как временная слепота, глухота, чувство страха, ограничение двигательных функций и многие другие побочные эффекты. Самое опасное в этом оружии это то, что оно может быть практически невидимым, отчего распознать его бывает очень сложно и чаще всего становится уже слишком поздно. Хотя многие из этих веществ непрозрачны, хорошо различимы и могут иметь различные кислотные оттенки. Если человек попал в эпицентр химического поражения без средств защиты, шансов выжить у него нет. Меньше чем через минуту он теряет сознание, дальше — конвульсии, остановка дыхания и смерть. Даже если вещества не являются смертельными, их воздействия всё равно не сулят выжившему ничего хорошего. Тут и слабость, и раздражения, и различные инфекции, возможно появление раковых опухолей и так далее. Впоследствии есть весомый риск умереть от всего этого через какое-то время, косвенная вина чему будет в якобы "не смертельных веществах", тем более что некоторые люди (в частности астматики) ввиду особенностей своего организма могут оказаться более уязвимыми к разного рода газам. Если вы оказались в области ядовитых газов то необходимо как можно скорее покинуть её прикрыв дыхательные пути чем-нибудь достаточно плотным, чтобы минимизировать риски попадания в них токсинов. У вас будет очень мало времени, так как это не дает практически никакой защиты. При риске залета в ваше убежище отравляющих веществ необходимо плотно закрыть окна и двери, вентиляционные проемы, дымоходы, заклеить щели в окнах бумагой или скотчем, предупредить близких об опасности и возможной эвакуации, выключить бытовые приборы и газ. При эвакуации возьмите с собой аптечку. Оденьтесь так, чтобы осталось как можно меньше открытой кожи. Используйте противогазы или ватно-марлевые повязки, смоченные водой или, лучше, 2-5% раствором питьевой соды (при поражении хлором), уксусной или лимонной кислоты (при поражении аммиаком). Осторожно и без паники выйдите из помещения, используя лестницу. На улице не бегите, не касайтесь никаких предметов, не наступайте в лужи. Не ешьте и не пейте ничего! В случае аварий с выбросом хлора – старайтесь передвигаться по возвышенностям, в случае выброса аммиака – низинами. Как можно скорее покиньте зону поражения, двигаясь поперек потока воздуха или ветра. Учитывайте что порывы ветра могут распространять химические вещества на значительные расстояния поражая при этом обширные площади. Если необходимо преодолеть загрязненный участок или переждать химическую атаку, запаситесь старым добрым, проверенным средством защиты – противогазом. Может подойти и респиратор, но в таком случае лицо и особенно глаза могут оказаться уязвимыми и быть подвергнуты, к примеру, раздражению. Поэтому следует дополнительно обзавестись маской и защитными очками. И не забудьте прихватить с собой дыхательных фильтров, да побольше. Однако в некоторых случаях одного противогаза будет недостаточно, ваше тело может также пострадать от химии. Для того чтобы его обезопасить следует носить плотную, крепкую одежду, прикрывающую все открытые участки тела. В этом случае самым надёжным, идеальным вариантом будет являться ОЗК. Будьте очень осторожны: при повреждении защиты герметичность будет нарушена и ядовитые пары попадут на тело. При отравлении лечиться придется долго, запаситесь обеззараживающими средствами, противоядием, обезболивающими и любыми другими медикаментами – может понадобиться всё.

Интересные факты[]

  • Для борьбы с преступными элементами правоохранительные органы широко используют ОВ в основном раздражающего действия. Конвенция о запрещении химического оружия определяет «химическое средство борьбы с беспорядками» как «любой не включенный в списки химикат, способный быстро вызывать в организме человека раздражение органов чувств или физические расстройства, которые исчезают в течение короткого промежутка времени после прекращения воздействия» (статья II, пункт 7), и включает в цели, не запрещённые конвенцией, «правоохранительные цели, включая борьбу с беспорядками в стране» (статья II, пункт 9d). Конвенция запрещает использование таких веществ в военных целях (статья I, пункт 5: «Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны»).
  • В ряде стран выпускаются и разрешены к приобретению гражданами в качестве гражданского оружия самообороны ОВ слезоточиво-раздражающего действия, в том числе системы индивидуального баллонного газопуска и аэрозоли (обычно такие системы называют газовыми баллончиками), а также газовые пистолеты и револьверы с газовыми патронами. В зависимости от законодательства, образцы гражданского газового оружия могут находиться в свободной продаже или требовать разрешения на приобретение.
  • Во время Второй мировой войны Германией применялось отравляющее вещество Циклон Б для массового убийства в концентрационных лагерях гражданского населения оккупированных территорий, а также военнопленных.
Чер2
Угрозы
Тип Проявления
Организмы ОрдаКлещБиомассаГриб-паразитЧервь-паразит
Advertisement