Апокалипсис вики
Advertisement

Fallout 3 — компьютерная игра в жанре Action/RPG с открытым миром, третья игра в серии Fallout и первая с переключаемым видом от первого и второго лица.

Описание[]

Война... Война всегда остаётся войной, и никогда не меняется. В конце двадцать первого столетия борьба за нефтяные месторождения спровоцировала конфликт между США и Китаем. Дипломатический спор вскоре перерос в вооруженное противостояние двух сверхдержав, которое длилось считанные часы... Кто первым запустил ракеты, так и осталось загадкой. Земля превратилась в выжженную пустыню. Не было ни проигравших, ни победителей. Лишь немногим удалось спастись от губительной радиации в специальных убежищах, выстроенных незадолго до разразившейся катастрофы. Началась новая эпоха в истории человечества... Главному герою Fallout 3 повезло: он появился на свет в одном из убежищ, и долгие годы жил под надёжной защитой несокрушимых железобетонных стен, не ведая об опасностях, что подстерегают людей на поверхности.

Обзор[]

Действие Fallout 3 происходит в том же постапокалиптическом мире, что и в других частях серии Fallout, в 2277 году — спустя 200 лет после ядерной войны 2077 года. Как и в предыдущих играх серии, в Fallout 3 фигурирует сеть подземных убежищ, построенная корпорацией Vault-Tec, как заявлялось, для спасения некоторой части населения Америки от последствий войны. Главный герой игры, Одинокий странник, провел детство в изолированном от окружающего мира убежище № 101 близ Вашингтона, столицы США. Когда его отец неожиданно покидает убежище, Одинокий странник отправляется на его поиски. Разрушенный ядерной войной Вашингтон и его окрестности представляют собой открытый мир, по которому игровой персонаж может путешествовать свободно, самостоятельно находя новые интересные места и задания. В отличие от предыдущих игр серии, Fallout 3 даёт игроку возможность управлять персонажем с видом от первого лица в реальном времени, и игра содержит элементы шутера; особая «система V.A.T.S.» позволяет приостанавливать бой, чтобы выбрать для атаки конкретного противника и конкретную часть тела. По мере получения очков опыта игрок может повысить характеристики персонажа и открыть для него новые способности, тем самым облегчая для себя исследование мира. Игровой процесс Fallout 3 характерен для своего жанра. В однопользовательском режиме игрок управляет Протагонистом в режиме от первого или от третьего лица, взаимодействует с различными персонажами и активными объектами, ведёт боевые действия с оружием или без него, в некоторых случаях разгадывает загадки. Открытый игровой мир представлен в виде одной большой локации, на которой попадаются локации меньших размеров (помещения, туннели и так далее). Жестокая послевоенная реальность требует постоянного принятия игроком решений в пользу добра или зла, с учётом того, что соблюдать моральные и этические принципы в постапокалиптическом обществе очень сложно. Собственно стиль прохождения и концовка игры в значительной степени зависят от баланса «плохих» и «хороших» поступков главного героя. В игре широко реализована диалоговая функция с персонажами (включая собаку), от результата которых меняется порядок прохождения игры. Сама игра насыщенна элементами ретрофутуризма, основанного на представлении о будущем американцев 1950-х, доставшегося ей ещё от первых частей, в частности играет популярная музыка того времени, люди одеваются в одежду той эпохи, внешний вид роботов и брони схож с тем, что можно увидеть в иллюстрациях фантастов 1950-х годов. Перекочевал в игру и главный страх того времени — страх перед ядерной войной, когда простые мирные граждане не без оснований боялись ядерного конфликта и последствий после него, а по всей стране строились противоатомные бомбоубежища.

Игра начинается с рождения главного героя. Сразу после рождения игрок определяет пол, имя, расу и внешность своего персонажа. Игрок может управлять своим персонажем в некоторые ранние промежутки жизни протагониста: когда ему исполняется 1 год, 10 и 16 лет. В это время игровой процесс проходит в режиме обучения и ограничен некоторой частью убежища. По достижении 19 лет главный герой уходит из Убежища, в этот момент игрок может изменить любые настроенные до этого параметры своего персонажа. После выхода из Убежища протагонисту становится доступной большая часть игрового мира. Персонажи Fallout 3 имеют гибкую систему настройки лиц, в которой используется технология FaceGen. Персонажи-люди различаются как по расе (технически «гуль» — отдельная человеческая раса, используемая игровым движком для изображения разумных гулей), так по чертам лица, по его возрасту и по цвету кожи всего тела. Игрок самостоятельно настраивает своего персонажа в момент его рождения; также лицо главного героя может быть изменено у пластических хирургов. В игре присутствует традиционная для серии игр система базовых параметров всех персонажей (в том числе и мобов) «SPECIAL», определяющая развитость основных параметров и влияющая на навыки персонажей. SPECIAL определяет силу, восприятие, выносливость, харизму, интеллект, ловкость и удачу персонажа по десятибалльной шкале. Игрок настраивает свои параметры SPECIAL в возрасте одного года путём прочтения книги, распределяя некоторое постоянное количество очков между ними. В процессе игры главный герой может несколько раз добавить одно очко к определённому параметру SPECIAL при обретении некоторых перков и при нахождении некоторых пупсов (об этом ниже). Параметры SPECIAL влияют как на игровой процесс всех персонажей, так и на возможность получения главным героем новых перков. Также среди параметров неигровых персонажей и главного героя можно отметить систему навыков, которая определяет такие способности, как уровень владения разными видами оружия, эффективность ремонта снаряжения и так далее. Во время прохождения игры главный герой зарабатывает очки опыта, которые требуются для получения новых уровней. По достижении такового игрок распределяет некоторое количество баллов (которое можно повышать одним из перков) между навыками, увеличивая их значения (максимум для каждого — 100). При получении каждого уровня игрок выбирает один из перков, которые значительно улучшают навыки или преподносят дополнительные способности. В игре присутствуют 20 пупсов — статуэток корпорации Vault-Tec, которые можно найти на протяжении всей игры. 7 из них увеличивают значение определённого атрибута SPECIAL на 1, а 13 — определённые навыки на 10 %. Жители Убежища носят на левой руке электронный аппарат Пип-Бой 3000. Он доступен главному герою по достижении 10-летнего возраста и превосходит по функционалу Pip-Boy 2000 из предыдущих частей. Pip-Boy 3000 имеет встроенный счётчик Гейгера. С помощью данного аппарата игрок может просматривать состояние здоровья своего персонажа, действующие на него эффекты, значения навыков, способностей, атрибутов, содержимое инвентаря, карты локаций, информацию о квестах и сохранённые заметки. Также Пип-Бой имеет встроенные радио и фонарь.

В Fallout 3 присутствует возможность вести вооружённые атаки по практически всем персонажам (кроме детей) в режиме реального времени с использованием или без использования различных видов оружия. Неигровые персонажи могут атаковать главного героя и друг друга в таком же режиме. Оружие, требующее боеприпасы, обладает ограниченной ёмкостью магазина, для перезарядки необходим промежуток времени. В игре используется «Система автоматизированного наведения Vault-Tec», или V.A.T.S (Vault-Tec Auto Targeting System), которая позволяет игроку определять очерёдность действий при стрельбе по врагам. В момент задействования V.A.T.S. игровое время приостанавливается и экран центрируется на персонаже-цели. Игрок имеет возможность выбрать части тела персонажа в том порядке, в котором главный герой произведёт выстрелы в следующий момент без участия игрока. При этом вероятность попадания в режиме V.A.T.S. может меняться в связи с различными факторами; при выборе частей тела противника на экране отображается прогнозируемая процентная вероятность попадания. Количество действий в режиме V.A.T.S., доступных игроку, ограничено количеством очков действия (ОД). Оно зависит от характеристик оружия и имеющихся у главного героя перков. На разные части тела может тратиться разное количество очков действия. При уменьшении количества очков действия данный показатель произвольно восстанавливается с течением времени. При стрельбе без использования V.A.T.S. часть урона также приходится на те части тела, которые были повреждены в результате атаки. Критический удар — атака, в результате которой объекту наносится повышенный урон. Если после критической атаки огнестрельным оружием персонаж погибает, возможно отрывание его конечности или его обезглавливание; если критический удар проводится энергетическим оружием, противник может быть дезинтегрирован (например, превращён в вязкую жижу). Критический урон является случайным, за вероятность его появления отвечает навык «удача» персонажа, проводящего критический удар. Критический удар так же можно нанести, если противник не видит протагониста.. При наличии перка «Таинственный незнакомец» во время боя может появиться человек с заряженным «Магнумом» 44 калибра, который наносит значительный урон со стороны главного героя. Практически все персонажи могут быть убиты. Некоторые сюжетно важные неигровые персонажи в случае потери всех очков жизни лишь теряют сознание на несколько секунд, после чего приходят в себя. Убитых (в том числе дезинтегрированных) персонажей главный герой может обыскивать. Игроку доступен практически весь инвентарь персонажа-человека, части тела мутантов и некоторые технические детали роботов при обыске таковых.

Игра предоставляет возможность сражения с персонажами при помощи кулаков, оружия и взрывчатки. За бой кулаками и кулачным оружием отвечает навык «Без оружия», за бой холодным — «Холодное оружие», за бой огнестрельным малого веса и размера (пистолеты, автоматы, ружья, винтовки и другое) — «Лёгкое оружие», за бой большого веса и размера (гранатомёты, миниганы, огнемёты и другое) — «Тяжёлое оружие», за бой лазерного и плазменного — «Энергооружие», за взрывчатку (мины и гранаты) — «Взрывчатка». Имеется возможность обезвреживать поставленные мины, подкладывать взрывчатку в инвентарь персонажей (с последующим взрывом). У большинства моделей оружия есть уникальная модификация, обычно наделённая какими-либо особыми способностями — повышенным уроном, прочностью и т. д. Некоторое оружие обладает эффектами. Fallout 3 предоставляет широкий выбор костюмов. Практически все неигровые персонажи имеют собственные костюмы, которые могут варьироваться от довоенной одежды мирных граждан, обеспечивающей чрезвычайно слабую защиту от воздействия оружия, радиации и мутантов, до тяжёлых видов экипировки (например, силовая броня), обеспечивающих хорошую защиту. Уровень защиты определяется одним параметром: «сопротивляемость урону» (СУ). Головные уборы и шлемы в игре могут надеваться и сниматься независимо от большинства костюмов. В отдельную категорию можно выделить силовую броню, для ношения которой необходимо специальное обучение, после которого персонаж обретает способность «умение носить силовую броню». Некоторые элементы одежды в Fallout 3 обладают различными эффектами — такими как повышение или понижение каких-либо параметров SPECIAL или навыков, или определённой степенью защиты от радиации. Всё оружие и костюмы при использовании изнашиваются и при отсутствии ремонта ломаются. С понижением качества оружия понижается наносимый им урон (и при перезарядке оружие может заклинить), а с понижением качества костюма — его сопротивляемость урону; при этом уменьшается стоимость оружия или костюма. Полностью сломанный предмет невозможно использовать, а при продаже он стоит 0 крышек. Как изношенный, так и сломанный предмет можно отремонтировать как самостоятельно с помощью частей другого подходящего предмета, так и у некоторых NPC, если они могут отремонтировать такой предмет. В обоих случаях уровень исправности предмета после ремонта зависит от навыка «Ремонт» персонажа, производящего ремонт. Также есть возможность создавать своё собственное оружие из различных предметов, найденных на Пустошах. Для создания такого оружия требуются верстак, схема и нужные материалы. Оно обладает определёнными преимуществами по сравнению с другими видами оружия данного типа. Схемы могут находиться в определённых местах, продаваться у торговцев или быть наградой за квест. Количество найденных схем влияет на качество оружия или его количество (для взрывчатки).

В игре присутствуют различные эффекты, приводящие к понижению количества очков жизни персонажей. Урон может наноситься частям тела персонажа по отдельности. Существует как общий показатель здоровья персонажа, так и частные показатели для отдельных частей тела. Тело разных типов персонажей разделяется игровой механикой на несколько частей: например, у людей, гулей и супермутантов это голова, туловище, руки и ноги (левые и правые). Когда показатель здоровья части тела обнуляется, она травмируется, что вызывает негативные последствия (например, нарушение зрения из-за травмы головы или низкая скорость передвижения из-за травмы ноги). Кроме атаки оружием урон может быть получен из-за падения с большой высоты, от долгого нахождения под водой без кислорода и так далее. Здоровье неигровых персонажей и главного героя может быть восстановлено с помощью сна, стимулятора, пищи, воды, мини-больнички или с помощью врача. На здоровье главного героя также влияют вторичные факторы. Главным из них является отравление радиацией, при критическом уровне которой в организме количество очков жизни главного героя начинает уменьшаться, что может закончиться смертью. Лучевая болезнь может быть исцелена антирадином, мини-больничкой или с помощью врача. Количество очков жизни может быть пополнено также пищей и напитками. На пустошах можно найти готовые пищевые продукты, оставшиеся с довоенных времён, но они, как правило, радиоактивны и их срок годности давно истёк. Кроме того, в пищу годно мясо животных и мутантов, которое также радиоактивно. Реже встречаются свежие, не облучённые радиацией овощи, фрукты и готовая пища. При наличии определённого перка главный герой может употреблять в пищу и человеческое мясо, которое восстанавливает очки жизни, но в результате каждого такого пира герой теряет карму. Для повышения здоровья также может использоваться обычная вода, которая в игре делится на радиоактивную и очищенную. Присутствуют безалкогольные напитки, повышающие здоровье или очки действий, — «Ядер-кола» и «Квантовая ядер-кола» соответственно. В игре имеется серия стимулирующих (наркотических) препаратов, которые временно повышают сопротивляемость урону (Med-X), наносимому персонажу, сопротивляемость радиации (Рад-X), величину наносимого персонажем урона (психо) или повышают атрибуты (баффаут, ментаты). Для частичного пополнения здоровья персонажа используются стимуляторы. Алкогольные напитки, присутствующие в игре, способны временно поднять значение некоторых навыков и параметров SPECIAL персонажа. «Стелс-бой» повышает уровень скрытности. Часть вышеперечисленных средств (Med-X, психо, баффаут, ментаты и алкоголь) при многократном приёме вызывают зависимость (если персонаж не обладает противодействующим перком). Зависимость выражается в появлении зрительных искажений и негативно влияет на навыки и параметры SPECIAL. Данная болезнь лечится врачом или мини-лабораторией в своём доме или люксе.

В игре доступна возможность взлома запертых контейнеров и дверей. Для взлома замка игроку требуются заколки, разбросанные по игровому миру наряду с остальными предметами и используемые во время взлома в качестве отмычек. Процесс взлома замка представляет собой мини-игру и проходит с помощью отвёртки (которая присутствует по умолчанию) и заколки, вставленных в замочную скважину. Для полного поворота отвёртки требуется, чтобы заколка стояла в правильной позиции, в случае ошибки заколка может необратимо сломаться. Также доступен вариант взлома замка силой без расходования заколок — вероятность удачного взлома случайна, а в случае провала замок необратимо ломается (если персонаж не имеет противодействующего перка), после чего может быть открыт только ключом. Также в игре реализовано хакерство — взлом терминалов. В терминалах может храниться необходимая игроку информация, также он может производить какие-либо игровые действия. Процесс взлома представляет собой четыре попытки подбора пароля по представленным вариантам. При неправильном выборе пароля во время первых трёх попыток терминал выводит количество букв, угаданных правильно на своих позициях. В случае четвёртой неправильной попытки терминал блокируется, после чего взломать его невозможно. Как для механических замков, так и для терминалов существует пять уровней сложности взлома. Для возможности взлома замка определённого уровня необходим достаточно высокий навык «взлом», в случае терминала — достаточно высокий навык «наука». Замки разных уровней сложности имеют разное количество возможных положений заколки, в соответствии с уровнем сложности защиты терминала меняется количество букв в пароле.

Игра предоставляет возможность диалогов как между неигровыми персонажами (никак не влияющих на игровой процесс), так между NPC и главным героем. При запросе главным героем диалога с неигровым персонажем первую реплику произносит NPC. Главному герою дана возможность выбрать ответ среди представленных вариантов, причём выбранный вариант может серьёзно повлиять на дальнейший ход событий. Некоторые реплики открываются только при владении каким-либо навыком на уровне выше определённого, либо при наличии у главного героя определённого перка. Некоторые реплики отмечаются как «ложь» и при определённых обстоятельствах могут снизить карму главного героя. Также имеются реплики, реакция неигрового персонажа на которые неоднозначна и делится на положительную и отрицательную. Вариант реакции выбирается случайно с вероятностью, зависящей от развитости навыка «красноречие» у главного героя и от вероятности обмана неигрового персонажа. Такие реплики используются главным героем, в основном, для уговора или запугивания персонажей. В игре встречаются неигровые персонажи, которые предоставляют главному герою возможность торговли различными предметами (иногда — лишь в определённое время дня или недели). Главный герой может обмениваться с торговцами как предметами инвентаря, так и бутылочными крышками — единственной валютой в игре. Стоимость продажи и покупки предметов различается и зависит от отношения торговца к главному герою, от навыка «бартер» протагониста и от качественного состояния товара (если это оружие или костюм). Некоторые предметы невозможно продать определённому торговцу, некоторые другие не годны к продаже вообще; квестовые предметы продать невозможно.

В некоторых квестовых сценах неигровые персонажи могут становиться спутниками главного героя. В этом качестве они следуют за главным героем по пятам, помогают ему в битве, в некоторых случаях выполняют его указания и могут обмениваться с ним снаряжением. Существуют также долгосрочные спутники, которые могут путешествовать с главным героем на протяжении всей игры после встречи. Для найма большей части таких компаньонов нужен определённый уровень кармы: для одних — добрый, для других — нейтральный, а для третьих — злой. Одновременно игрок может путешествовать не более чем с двумя постоянными спутниками. Кроме того, существуют временные спутники, которые присоединяются к герою до окончания квеста (при желании его можно вообще не завершать, сохранив спутника). Такие персонажи обычно намного слабее постоянных, не все из них могут переносить снаряжение, пользоваться оружием и броней, которые даёт им игрок. Тем не менее, и они могут быть довольно полезны, особенно в начале игры. Постоянные спутники — это собака по кличке Псина и ещё один компаньон, которым может быть человек, гуль, супермутант или робот. Если Псина погибнет, то вместо него можно взять второго спутника (вернуть собаку стало возможно с выходом дополнения Broken Steel: перк «Щенята!», который становится доступен с 22 уровня, позволяет получить щенка, который быстро вырастет и станет Псиной). В случае гибели или увольнения второго компаньона главный герой может нанять другого.

В Fallout 3 присутствует понятие карма, определяющее характер главного героя по его деяниям в игре. В начале игры карма нейтральна. Игрок может делать добрые дела (например, давать воду нищим или освобождать пленников), в результате которых его карма будет повышаться, или осуществлять злодеяния (например, убийство некоторых положительных персонажей) с понижением данного показателя. Карма радикально влияет на отношение многих персонажей к игроку в процессе игры и на её концовку. Также в игре присутствуют преступления: мелкие и тяжкие. К мелким относятся кража предметов из помещения и непосредственно у хозяина, взлом замков или терминала. Если хозяин заметит главного героя за такими действиями, то отберёт украденное и сделает наставление. В случае повторной попытки он нападёт на главного персонажа. Тяжкие преступления делятся на нападение и убийство. При нападении можно попытаться сдаться, убрав оружие, и если персонаж изначально нейтрален, то ответного нападения с его стороны не последует. Если герой совершит убийство, то его попытаются убить. Кроме предметов, персонажам принадлежат некоторые локации. В городе нежелательно присутствие во многих домах персонажей, а также в кафе и магазинах в ночное время. Но также встречаются целые локации, например Форт Индепенденс, хозяева которых нападут на главного героя, если тот зайдёт на их территорию. Как правило, хозяева таких мест либо враждебны изначально, либо нейтральны, но их убийство даёт добрую карму. Однако если наладить хорошие отношения с хозяевами, то они могут разрешить посещать локацию в любое время. Но вступать в диалог можно лишь с нейтрально настроенными персонажами — враждебные персонажи нападают сразу.

Игра использует прототип реального времени, которое в игре ускорено. Многие игровые события зависят от текущего времени (открытие и закрытие магазинов, активность мутантов и так далее). В игре реализованы день и ночь, смена которых также зависит от времени. Жизнь неигровых персонажей в Fallout 3 представлена с определённой степенью реалистичности. Персонажи могут перемещаться в пределах своей локации, при необходимости целенаправленно путешествовать от одного места игрового мира к другому (в том числе между локациями), сидеть, прислоняться к стенам, в некоторых случаях брать присутствующее на локации оружие, пищу и напитки, питаться (используя предметы своего инвентаря и пополняя при необходимости очки жизни, либо не используя эти предметы), а также спать. Главный герой также может присаживаться на сидения и спать в предназначенных для этого местах. Время сна в часах игрок выбирает сам. Кроме того, для главного героя реализована возможность ожидания, для чего, в отличие от сна, не нужно кровати. Главный герой не может ожидать или спать, если неподалёку находятся враги, и ожидать, если он находится в воздухе, либо в радиоактивных зонах.

После релиза Fallout 3 получила исключительно положительные отзывы критиков и ряд наград «Игра года» от различных изданий, и в последующие годы Fallout 3 включали в списки лучших игр в истории. Особых похвал критиков удостоились открытый мир игры и гибкая система развития персонажа; при этом обозреватели указывали на технические ошибки, особенно болезненные в версиях для игровых консолей. Игра пользовалась огромным коммерческим успехом; лишь в первый месяц после выхода было продано 610 тысяч копий игры, и к 2015 году совокупные продажи Fallout 3 на всех платформах превысили 12,4 миллиона копий. В игре отлично передана атмосфера всеобщей разрухи, хаоса после ядерной войны и жизнь в постапокалиптическом мире, сам игровой мир большой и есть великое множество интересных мест, доступных для исследования. Любой игрок и особенно любитель темы выживания, апокалипсиса и игр со свободой выбора просто обязан опробовать данную игру.

Интересные факты[]

  • Выход игры состоялся 28 октября 2008 года в США, 30 октября в Европе и Австралии и 4 декабря в Японии. Локализация игры в России осуществлена компанией 1С. В течение 2009 года были выпущены пять дополнений к игре, на русском языке изданы компанией 1С. Впоследствии была выпущено золотое издание игры или Fallout 3 GOTY, включающая в себе весь заранее предустановленный дополнительный контент.
  • В некоторых странах, как Австралия, Индия и Япония, игра была подвергнута самоцензуре по различным причинам, будь то изображение в игре употребления наркотиков или ядерного оружия. Например в японской версии игры оружие "Толстяк" было переименовано как просто "Ядерный гранатомет" (чем это оружие по сути и являлось) в связи со сброшенной ядерной бомбой на Японию в конце Второй Мировой Войны, также из игры убрана возможность взорвать один из внутриигровых городов ядерной бомбой.
  • Первоначально Fallout 3 разрабатывалась подразделением компании Interplay Black Isle Studios, являющейся основателем вселенной Fallout и обладавшей правами на её лицензию. Проект имел рабочее название «Van Buren». Однако до завершения процесса разработки Interplay обанкротилась, и лицензия на Fallout 3 была продана Bethesda Softworks за 1,175 млн долларов США. Interplay сохранила за собой права на разработку массовой многопользовательской ролевой онлайн-игры, но и это право было продано в 2012 году. 9 апреля 2007 года стало известно о продаже авторских прав на всю серию Fallout компании Bethesda Softworks за 5,75 млн долларов. Bethesda Softworks разрабатывала Fallout 3 с 2004 года, и сотрудники компании заявляли о том, что намерены сделать игру похожей на две предыдущие части, делая акцент на нелинейном геймплее, хорошем сценарии и традиционном «юморе Fallout». Также было заявлено, что игра получит рейтинг M, ввиду присутствия в игровом мире алкоголя, наркотиков и неприкрытого насилия.
  • Несмотря на всеобщий успех некоторые игроки (преимущественно фанаты старых частей) не особо оценили сей продукт. Во многом это касается из-за меньших возможностей ролевого отыгрыша по сравнению с предыдущими частями, а также сильного уклона в сторону экшена.
Дис1
Игры
Тип Plague IncThe Last Of UsProject Zomboid7 Days To DieCall of Duty: ZombiesZombie Panic: SourceStalker OnlineS.T.A.L.K.E.R: Shadow Of ChernobylS.T.A.L.K.E.R: Clear SkyS.T.A.L.K.E.R: Call Of PripyatMetro 2033Metro: Last LightMetro: ExodusFalloutFallout 2Fallout 3Day R: SurvivalThe Long DarkNo More Room in HellClive Barker’s JerichoLeft 4 DeadLeft 4 Dead 2
Advertisement