Апокалипсис вики
Advertisement

Springfield M-1903 (винтовка «Спрингфилд» образца 1903 года) — американская магазинная винтовка времен ХХ века.

Описания[]

Винтовка имела продольно скользящий поворотный затвор (патент фирмы Маузер). Эта винтовка многими чертами походила на винтовку Маузера образца 1898 года, однако в деталях довольно значительно отличалась от неё. В 1907 году на снабжение армии и морской пехоты США был принят стандартизованный вариант ремня для винтовки «Спрингфилд» — ремень образца 1907 года (M-1907 leather sling). Первоначально винтовка комплектовалась игольчатым штыком, затем штыком M-1905 образца 1905 года, а позднее — штыком M-1 образца 1942 года. После вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года, был разработан и принят на вооружение винтовочный гранатомёт (M-1 grenade launcher), который устанавливался на ствол винтовки «Спрингфилд» для отстрела 22-мм винтовочных гранат. Винтовка выпускалась в нескольких модификациях, которые различаются главным образом устройством прицельных приспособлений и формой ложи. M-1903 образца 1903 года — под патрон .30-03 с тупоконечной пулей образца 1903 года, с секторным прицелом. M-1903 образца 1906 года — под патрон .30-06 с остроконечной пулей M2 образца 1906 года. Отличалась изменённой формой патронника и новым рамочным прицелом — с двумя прорезями и диоптром на хомутике, который мог перемещаться не только по вертикали, но вместе с прицельной колодкой и рамкой также и по горизонтали. Горизонтальное смещение прицела достигалось вращением насечённой головки специального винта. Прицел был рассчитан на ведение стрельбы на дистанцию до 2700 ярдов. M-1903 NM — целевая винтовка для спортивной стрельбы (отличалась особенно точным изготовлением деталей), в 1921-1940 было выпущено 28 907 штук для Национальной стрелковой ассоциации США. М-1903А1 образца 1929 года — принята на вооружение в декабре 1929 года, модификация с шейкой ложи пистолетовидной формы и с мушкой, либо защищённой цилиндрическим намушником, либо без него. М-1903А3 образца 1942 года — упрощённая модель военного времени, с прямой или полупистолетной формой шейки ложи, выпускалась в 1942-1945 годов, отличалась наличием штампованных деталей (затыльник, скоба спускового крючка, ложевые кольца, намушник), каналом ствола с двумя нарезами и диоптрическим прицелом для стрельбы на расстояния от 200 ярдов до 800 ярдов. М-1903А4 образца 1942 года — первая снайперская винтовка США. Для переделки в снайперские отбирали лучшие, отличавшиеся самым точным боем винтовки М-1903. Стандартные прицельные приспособления — мушку и открытый прицел, а также узел крепления штыка убирали, вместо них устанавливали оптические прицелы — 2,2х-кратный М84; 2,5х-кратный M73B1 фирмы «Weaver Co» или 10х-кратный Unertlscope. На некоторые винтовки корпуса морской пехоты США устанавливали прицелы 5х Lymann и 8x Unertl. Эта винтовка состояла на вооружении армии США до 1961 года, в корпусе морской пехоты США — до 1969 года. Некоторое количество снятых с вооружения винтовок М-1903А3 было переделано под патрон .22 калибра (для этого оружейная фирма «Marlin Firearms» освоила выпуск вкладных 5,6-мм нарезных стволов, которые вставляли внутрь ствола винтовки). Данное оружие официально состояло на вооружении США в 1903-1957 годов, до 1969 года применялось в качестве снайперской винтовки, в дальнейшем использовалось в качестве церемониального оружия для рот почётного караула. Также эта винтовка поставлялась в ряд стран по программе военной помощи. И хотя она уже давно снята с вооружения, ныне используется в охоте и спортивной стрельбе оставаясь популярной на гражданском рынке.

Известные варианты[]

  • M-1903 образца 1903 года — под патрон .30-03 с тупоконечной пулей образца 1903 года, с секторным прицелом.
  • M-1903 образца 1906 года — под патрон .30-06 с остроконечной пулей M2 образца 1906 года. Отличалась изменённой формой патронника и новым рамочным прицелом — с двумя прорезями и диоптром на хомутике, который мог перемещаться не только по вертикали, но вместе с прицельной колодкой и рамкой также и по горизонтали. Горизонтальное смещение прицела достигалось вращением насечённой головки специального винта. Прицел был рассчитан на ведение стрельбы на дистанцию до 2700 ярдов.
  • M-1903 NM — целевая винтовка для спортивной стрельбы (отличалась особенно точным изготовлением деталей), в 1921-1940 было выпущено 28 907 экземпляров для Национальной стрелковой ассоциации США.
  • М-1903А1 образца 1929 года — принята на вооружение в декабре 1929 года, модификация с шейкой ложи пистолетовидной формы и с мушкой, либо защищённой цилиндрическим намушником, либо без него.
  • М-1903А3 образца 1942 года — упрощённая модель военного времени, с прямой или полупистолетной формой шейки ложи, выпускалась в 1942-1945 годах, отличалась наличием штампованных деталей (затыльник, скоба спускового крючка, ложевые кольца, намушник), каналом ствола с двумя нарезами и диоптрическим прицелом для стрельбы на расстояния от 200 ярдов до 800 ярдов.
  • М-1903А4 образца 1942 года — первая снайперская винтовка США. Для переделки в снайперские отбирали лучшие, отличавшиеся самым точным боем винтовки М-1903. Стандартные прицельные приспособления — мушку и открытый прицел, а также узел крепления штыка убирали, вместо них устанавливали оптические прицелы — 2,2х-кратный М84; 2,5х-кратный M73B1 фирмы «Weaver Co» или 10х-кратный Unertlscope. На некоторые винтовки корпуса морской пехоты США устанавливали прицелы 5х Lymann и 8x Unertl. Эта винтовка состояла на вооружении армии США до 1961 года, в корпусе морской пехоты США — до 1969 года.

Применение[]

Винтовка «Спрингфилд» по факту ничем особо не выделяется от большинства аналогичного оружия с продольно-скользящим затвором той эпохи. Это достаточно надёжное, простое в освоении, точное и мощное оружие, которым сможет пользоваться каждый. Как и любая другая винтовка этого класса, она лучше всего подходит для дальних и средних дистанций. Так как после каждого выстрела приходится досылать патрон, то целится придется аккуратно и стрелять будучи уверенным в поражении цели. Учитывая малую скорострельность, промах может стать фатальным. Кроме того это сильно ограничивает эффективность в бою на короткой дистанции. Использования штыка, надульного гранатомета и оптического прицела сможет придать дополнительные преимущества. Особенно последнее, так как даже сейчас снайперская винтовка «Спрингфилд» смотрится весьма недурно. В этой роли как раз лучше всего и применять эту винтовку. Либо найти что-нибудь посовременнее для себя.

Местонахождение[]

Сегодня «Спрингфилд» преимущественно гражданское оружие, не особо распространенное но тем не менее используемое во всем мире (преимущественно в странах Запада). Найти можно в некоторых оружейных или охотничьих магазинах, а также музеях, либо у тех кто коллекционирует старые стволы.

Интересные факты[]

  • Данная винтовка являлась основной в армии США, пока в 1936 году в качестве штатной армейской винтовки не была официально принята самозарядная винтовка M-1 Garand. Однако к моменту вступления США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года, половина личного состава пехоты США по-прежнему была вооружена магазинными винтовками M-1903. Перевооружение шло медленно, у самозарядной винтовки в начале присутствовали разные дефекты и основная масса американской пехоты приняла участие в первой половине Второй Мировой Войны с магазинными винтовками в руках. Преимущественно это были бои в Северной Африке и на Тихом Океане. К 1944 году М-1 было перевооружено большинство солдат, в то время как М-1903 была отведена роль оружия снайперов, новобранцев и почетного караула.
  • Так как «Спрингфилд» по сравнению с «Гарандом» отличался лучшей точностью, она еще длительное время использовалась как снайперская винтовка. Её не вытеснил даже вариант М-1 с оптическим прицелом. Снайперская винтовка М-1903 была наконец заменена только во второй половине ХХ века.
  • Винтовок M-1903 Springfield было выпущено не такое большое количество, как могло бы показаться — всего было наделано 1 400 000 штук всех модификаций. Для сравнения: русских винтовок Мосина было выпущено 37 000 000, немецких Kar-98k выпущено 15 000 000, а британских Lee-Enfield около 17 000 000 единиц. Даже самозарядных M-1 Garand было наклепано больше — до 5 000 000!
Пистолет Макарова
Оружие
Тип Оружие
Холодное оружие
Огнестрельное оружие
Метательное оружие
Энергетическое оружие
Тип БластерЛазерШокерРельсотронПлазмомётОгнемётЛедомёт
Самодельное оружие
Advertisement